Автомобили КрАЗ.
КрАЗ-214.
ЯАЗ-214 был создан на Ярославском Автомобильном Заводе (ЯАЗ) в начале 50-х годов (первые образцы были созданы в 1951 г.) под руководством В.В. Осепчугова на базе автомобиля ЯАЗ-210. Автомобиль выпускался на ЯАЗе серийно с 1956 (1957?) по 1959 годы. В 1959 году производство ЯАЗ-214 было передано Кременчугскому Автомобильному Заводу (КрАЗ), там он выпускался с 1958 (1959 ?) по 1963 г. под названием КрАЗ-214.
Трехосный автомобиль высокой проходимости, со всеми ведущими односкатными колесами. Конструкция во многом унифицирована с основными моделями ЯАЗ-219 / КрАЗ-219, но имеет и существенные отличия.
Рама - клепаная, с прямыми лонжеронами из прокатных швеллеров, имеет пять штампованных поперечин. Сзади и спереди на раме установлены буферы и тягово-сцепные приборы.
Кабина деревянная, с металлической облицовкой, более комфортабельная по сравнению с кабиной ЯАЗ-210, снабжена обогревателем и устройством для обдува теплым воздухом ветрового стекла. Ширина кабины увеличена по сравнению с серийной (ЯАЗ-210) на 355 мм. Для облегчения управления автомобилем рычаги переключения раздаточной коробки, включения переднего моста и лебедки, а также рычаг ручного тормоза расположены в промежутке между сиденьями водителя и пассажира и находятся непосредственно под правой рукой водителя. Капот аллигаторного типа, со съемными боковинами для обеспечения удобного обслуживания двигателя.
Кузов ( грузовая платформа ) металлический (сварной из листового металла), универсального типа, с откидным задним бортом. Платформа оборудована тентом и откидными скамейками вдоль боковых бортов. На платформе предусмотрены два ящика для хранения инструмента и цепей противоскольжения.
Двигатель - шестицилиндровый двухтактный дизельный жидкостного охлаждения, верхнеклапанный - ЯМЗ-206Б (ЯАЗ-М206Б). Двигатель является форсированной модификацией двигателя ЯАЗ-206. Мощность двигателя повышена благодаря применению насос-форсунок серии 80, улучшена очистка масла, увеличено число секций масляного радиатора. Установлен радиатор с увеличенной поверхностью охлаждения.
Сцепление однодисковое сухое, коробка передач пятиступенчатая, раздаточная коробка двухступенчатая, с межосевым дифференциалом, имеет приставку с отключаемым приводом на передний мост. Межосевой дифференциал между передней осью и задней тележкой отсутствует, при этом подобный агрегат имелся в задней тележке. Тормоза с пневматическим приводом. Передний мост отключаемый, с двойной главной передачей типа ЗИЛ-164 с шарнирами постоянной угловой скорости. В системе силовой передачи имеется пять открытых карданных валов с шарнирами на игольчатых подшипниках, раздаточная коробка и дополнительные коробки для передачи на передний и задние мосты.
Передняя подвеска - на 13 листовых полуэплиптических рессорах, работающих вместе с двумя гидравлическими амортизаторами. Концы рессор закреплены в толстостенных резиновых вкладышах.
В системе рулевого привода имеется пневматический усилитель.
Задняя подвеска - балансирного типа с улучшенной приспособляемостью к неровностям дороги. Концы рессор свободно скользят по стальным накладкам со сферической поверхностью, установленным на балках задних мостов. Толкающие усилия и реактивные моменты от задних мостов воспринимаются системой из шести реактивных штанг.
Автомобиль имеет шесть односкатных колес, два запасных колеса установлены в специальном держателе за кабиной. Колеса односкатные, бездисковые. Для увеличения проходимости автомобиля применены шины увеличенного размера 15,00 - 20 с низким давлением. Шины имеют 18-слойный каркас и грунтозацепы, допускают нагрузку на колеса 3500 кг. Внутреннее давление в шинах передних колес 2,8 кгс/см2, задних - 3,2 кгс/кв. см. Для облегчения монтажа шины на колесо применены бездисковые колеса с разъемным ободом, состоящим из трех частей. Размер обода -11,25".
Автомобиль оборудован механической лебедкой с горизонтальным барабаном, расположенной под платформой между лонжеронами рамы автомобиля. Привод лебедки осуществляется карданным валом от коробки отбора мощности. Вывод троса предусмотрен как назад, так и вперед.
ЯАЗ-214 внешне отличается от КрАЗ-214 прежде всего наличии на верхней передней части капота фигурки медведя.
Испытания показали, что автомобиль (без прицепа) проходит по снегу глубиной до 600 мм, по песчаной, глинистой местности, преодолевает кюветы глубиной до 850 мм.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вес автомобиля – 11325 кг;
Вес агрегатов:
- двигатель без оборудования – 1060 кг;
- двигатель с оборудованием и сцеплением – 1280 кг;
- коробка передач – 220 кг;
- раздаточная коробка – 400 кг;
- карданный вал – 205 кг;
- передний мост в сборе – 750 кг;
- рама – 1200 кг;
- кузов с тентом и дугами – 1015 кг;
- кабина 463 кг.
Грузоподъемность по грунтовым дорогам и бездорожью – 7000 кг.
Наибольший вес буксируемого прицепа с грузом, кг:
- на шоссе (на дорогах с твердым покрытием) - 50000
- на грунте (минимальный) - 5000
- на грунте – 10000
Габаритные размеры:
- общая длина 8,53 м;
- ширина – 2,7 м;
- высота по кабине – 2,88 м;
- высота по тенту без нагрузки – 3,17 м.
Внутренние размеры платформы:
- длина – 4,565 м;
- ширина – 2,49 м;
- высота с решетками – 0,935 м;
- погрузочная высота платформы – 1,65 м.
Колея – 2,03 м.
База – 5,3 м.
База задней тележки - 1,4 м. Радиус поворота – 14 м.
Двигатель - дизельный двухтактный ЯМЗ-206Б (ЯАЗ-М206Б)
Рабочий объем двигателя – 6970 куб.см.
Мощность двигателя при 2000 об/мин – 205 л.с.
Число цилиндров – 6.
Диаметр цилиндра – 108 мм.
Ход поршня – 127 мм.
Степень сжатия – 17,0.
Емкость топливных баков – 2×255 л.
Наибольшая скорость с полной нагрузкой:
- без прицепа (на асфальте с ограничителем) – 55 км/ч;
- с прицепом – 40 км/ч.
Средний расход топлива с полной нагрузкой на шоссе, л / 100 км:
- без прицепа при средней скорости 45 км/ч – 70 л;
- с прицепом весом 15,5 т. при средней скорости 40 км/ч – 86 л;
- с прицепом весом 50,0 т при средней скорости 30 км/ч – 135 л.
Запас хода на одной заправке с полной нагрузкой на шоссе (без прицепа) – 650 км.
Преодолеваемые препятствия:
- наибольший угол подъема без прицепа – 30 град;
- наибольшая глубина брода с твердым дном – 1 м;
- глубина снега (без прицепа) – 0,6 м;
- глубина кюветы- 0,85 м.
Число мест:
- в кабине, включая место водителя – 3;
- на платформе – 18. Автомобиль-солдат КрАЗ-255Б.
Армейский автомобиль КрАЗ-255Б (6х6) стал автомобилем-легендой. Это был настоящий солдат, необычайно прочный и выносливый, неприхотливый в эксплуатации и не боящийся бездорожья. Высокой проходимости по слабым грунтам способствовала централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая из кабины. Новый тогда 240-сильный двигатель ЯМЗ-238 обеспечивал отличные тяговые свойства машины. Максимальная ее скорость достигала 70 км/ч, а грузоподъемность – 7,5 т. Вес буксируемого прицепа по шоссе составлял 30 т, а на бездорожье – 10 т. КрАЗ-255Б широко использовался в Советской Армии и в вооруженных силах стран Варшавского договора, а также многих других государств. Эти машины применялись и как транспортные, и как база для установки различного военного оборудования. Их можно было встретить в самых разных родах войск.
КрАЗ-255Б (народные прозвища: «лаптёжник», «лапотник», «лапоть», «луноход») — советский тяжёлый грузовой автомобиль-вездеход с колёсной формулой 6×6, выпускавшийся серийно Кременчугским автомобильным заводом с 1967 по 1994 годы. Создан на основе КрАЗ-214Б, от которого унаследована общая компоновка. Кабина трёхместная, с деревянным каркасом и металлической обшивкой.
Все автомобили семейства КрАЗ-255 оснащены дизельным V-образным 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238. Двигатель имеет по два клапана на каждый цилиндр. Максимальная мощность двигателя — 240 л. с. при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 90 кгс·м при 1500 об/мин. Степень сжатия — 16,5. Рабочий объём — 14,86 л.
Сцепление ЯМЗ-238, фрикционного типа, двухдисковое, сухое, с цилиндрическими нажимными пружинами. Коробка передач — ЯМЗ-236Н, механическая, с неподвижными осями валов, шестернями постоянного зацепления (кроме шестерён I передачи и заднего хода), трёхходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на II—III и IV—V передачах. Раздаточная коробка — механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом для задней тележки; включает коробку отбора мощности на лебёдку или дополнительное оборудование.
Карданная передача состоит из пяти карданных валов и промежуточной опоры. Все валы открытого типа.
Все три моста — ведущие и унифицированные по основным деталям. Каждый мост имеет двухступенчатый редуктор и полностью разгруженные полуоси. Передний мост имеет шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) для передачи крутящего момента на ведущие колёса во время поворота. Средний мост отличается от остальных наличием обработанной площадки для установки промежуточной опоры карданного вала заднего моста.
Платформа: цельнометаллическая,с открывающимся задним бортом и съёмными надставными бортами.
Компоновка: переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула: 6×6/2
Двигатели
ЯМЗ-238
Трансмиссия
[показать]механическая 5-ступ.
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,28; 2 передача — 1,23. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 8645 мм
Ширина: 2750 мм
Высота: 2940 (с тентом 3175) мм
Клиренс: 360 мм
Колёсная база: 4600+1400 мм
Колея задняя: 2160 мм
Колея передняя: 2160 мм
Масса: 11950 кг Макс. скорость: 71 км/ч.