Гусеничные тягачи.

Т-20 Комсомолец..

Т-20 «Комсомо́лец» — советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода.На московском заводе № 37 имени Орджоникидзе в 1936 году была выпущена первая партия «Пионеров» (50 машин), участвовавших в параде 7 ноября на Красной площади. Производство их продолжалось по 1937 год. Были они и в войсках, но не прижились ввиду неустойчивости при езде и поворотах, низких тяговых свойств и малой вместимости, хотя и развивали скорость до 50 км/ч. Выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен был работать в непосредственной близости от противника — в зоне его вероятного обстрела. Такая бронированная модификация тягача вскоре была создана в НАТИ и построена в двух вариантах: «Пионер Б1» (расчет сидит ногами наружу) и «Пионер Б2» (ногами внутрь). Машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже, что стало очевидным для конструкторов завода № 37, только что сдавших в серийное производство хорошо отработанный малый плавающий танк Т-38, не имевший основных недостатков Т-37A. Поэтому довольно быстро, в конце 1936 года, под руководством главного конструктора завода Н. А. Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач «Комсомолец» Т-20 (заводской индекс 020) для обслуживания в первую очередь противотанковой и полковой артиллерии.Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки Халхин-Гол в 1939, в советско-финской и Великой Отечественной войне.

На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны — они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

стз-5 нати.

СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937-1942[1] на базе трактора СХТЗ-НАТИ . Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала ВОВ 3438 ед. В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша».


В 1937 году были выпущены первые 173 транспортных СТЗ-5, в 1938-м - 136, в 1939-м - уже 1256 и в 1940 году - 1274. В артиллерийских частях они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 76-мм (позже и 85-мм) зенитные орудия. Скоро в РККА СТЗ-5 стал наиболее распространенным и доступным артиллерийским тягачом, успешно работавшим во всех климатических зонах СССР. По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5 (13,2% парка), хотя по штатам полагалось иметь 5478 машин. Даже в стрелковой дивизии по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, должно было насчитываться 5 машин. В начале войны из-за нехватки в армии более мощных тягачей этими тракторами закрывали все образовавшиеся бреши в системе мехтяги и транспортного обеспечения артиллерии, а также танковых частей, что вынуждало с помощью СТЗ-5 буксировать орудия и прицепы гораздо более тяжелые, чем это допускалось его ТТХ. Такая же нехватка других, более подходящих транспортных средств высокой проходимости заставляла монтировать на СТЗ-5 реактивные минометы БМ-13, впервые примененные осенью 1941 года под Москвой, а затем широко - и на других фронтах. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, они использовались как шасси для постройки суррогатных танков "НИ" с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин.
Коминтерн.

Создан в 1931 году по заданию Главного артиллерийского управления РККА инженерами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Б.Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д.М. Иванов и Д.Ф. Бобров). После существенной доработки конструкции с использованием ходовой части и некоторых других узлов и агрегатов среднего танка Т-24, в 1934 году началось серийное производство.Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди - двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса(звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Армейские испытания в августе-ноябре 1937 года показали, что несмотря на архаизм некоторых инженерных решений, машина вышла добротной - она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и дажн 203 мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. Тягач оказался ремонтопригодным и надежным, проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. К концу войны в действующей армии еще находилось 568 машин (потери с 1 сентября 1942 года составили всего 56 единиц). До наших дней не уцелело ни одного "Коминтерна", хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.
Ворошиловец.

В конце 1939 года началось производство (стендовая сборка) «ворошиловцев», составлявшее в среднем до полутора машин в день. К концу августа 1941-го, до эвакуации завода в Нижний Тагил, их выпустили 1123 штуки (на 22 июня в армии было 800 машин, но уже к 1 июля это число за счет мобилизации возросло до 975), причем с июля темпы сборки значительно возросли - до 3 - 4 машин в сутки.
И тем не менее, этой техники остро не хватало. Если по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в артиллерии Красной Армии полагалось иметь 733 тягача «Ворошиловец», то на 1 января 1941 года их там насчитывалось лишь 228 (1,1% парка специальных тягачей). Всего с 22 июня 1941 года до окончания производства (фактически до 1 сентября) ХПЗ поставил в армию 170 "ворошиловцев".
С началом войны из-за нехватки танковых дизелей типа В-2, теперь в первую очередь предназначавшихся для Т-34 (моторный завод №75 перестал поставлять их для тягачей с 1 августа), на "ворошиловцах" пытались устанавливать другие моторы: осваиваемый В-4 (300 л.с) - шестицилиндровую "половинку" от В-2 и распространенный бензиновый М-17Т (400 л.с.) от танков БТ-7 (в августе). Осенью на артиллерийском заводе №8 в Подлипках планировали даже превратить тягач в самоходное орудие с 85-мм зенитной пушкой 52К, но в связи с эвакуацией завода работу эту свернули.

Во время войны "Ворошиловцы" эффективно использовались на всех фронтах, на самых разнообразных тяжелых транспортных работах, но прежде всего в артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главного Командования, где им не было равных и замены. При всех его недостатках артиллеристы неизменно давали "Ворошиловцу" положительную оценку и гордились своим тягачом - такой могучей машины больше не имела ни одна армия мира. Даже у немцев немногие трофейные "Ворошиловцы” уважительно назывались "Stalin" (оффициальное немецкое название трофейных "Ворошиловцев" - Gepanzerter Artillerie Schlepper 607(R) ). Хватило им работы как тяжелым тягачам и в танковых соединениях. Однако в эксплуатации "Ворошиловцам" приходилось все труднее: работы над ними в КБ прекратили, не выпускали и запчасти (кроме двигателей), хотя капремонт требовался через 1200 часов работы. Ввиду этого, а также неизбежных боевых потерь, в армии на 1 сентября 1942 года действовало всего 528 машин, а в конце войны осталось 336. Но "Ворошиловцы” тем не менее честно выдержали все фронтовые испытания, в достаточном количестве дошли с Красной Армией до Берлина и по приказу приняли участие в Параде Победы.Немногие уцелевшие после войны и сохранившие остатки своего моторесурса «ворошиловцы» еще несколько лет использовались в Советской Армии для буксировки тяжелой и сверхтяжелой артиллерии, пока им на смену не стали поступать тягачи АТ-Т.
АТ-14.

В середине войны автозавод ЗиС выпустил небольшой партией полугусеничные артиллерийские тягачи АТ-8 и АТ-14. По компоновке они напоминали немецкие тягачи Sd.Kfz.8 и Sd.Kfz.9 и, по всей видимости, создавались под их влиянием. Большинство узлов гусеничного хода было заимствовано от легкого танка Т-70. На обоих тягачах устанавливалось по два двигателя ЗиС-5МФ мощностью 75-95 л.с. Каждый двигатель через свою коробку передач передавал крутящий момент на гусеницу своего борта.
В 1942 г. было выпущено 10 экземпляров тягача АТ-14, о количестве собранных тягачей АТ-8 сведений нет. Их эксплуатация была довольно ограниченной в связи с общей перетяжеленностью и громоздкостью конструкции.
Я-12.

в 1942 г. особо остро встал вопрос снабжения Красной Армии артиллерийскими тягачами. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, большинство тракторных заводов Советского Союза с началом Великой Отечественной войны перешли на производство танков, а во-вторых, единственный завод — Сталинградский, продолжавший выпуск артиллерийских тягачей, оказался в зоне боевых действий.
Для исправления создавшегося положения советским правительством было принято решение на базе освоенных промышленностью узлов и агрегатов создать новый быстроходный тягач с более высокими тактико-техническими характеристиками, производство которого можно было бы в короткие сроки наладить на одном из находящихся в тылу автомобильных заводов. Эскизный проект такого тягача разработал конструктор HAТИ Е. Г. Попов в начале 1942 г. Осенью этого же года конструкторская документация была передана на Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ), который в военное время продолжал выпускать в очень небольших количествах грузовики ЯГ-6А. Уже в марте 1943 г. заводчане выпустили 5 опытных образцов тягача, получившего обозначение Я-11. В силовой установке машины были размещены два шестицилиндровых двигателя ГАЗ мощностью по 70 л.с.
Серийное производство тягача планировалось развернуть к середине 1943 г. Однако сильно поврежденный в результате налетов немецкой авиации моторный цех Горьковского автомобильного завода не мог обеспечить ЯАЗ двигателями. Необходимо было срочно найти другой двигатель. И тогда вспомнили о начавшихся перед самой войной переговорах с американскими фирмами об оснащении станками будущего моторного производства ЯАЗ. Ему предстояло выпускать семейство двухтактных дизелей GMC. Поставки из США входивших в это семейство четырехцилиндровых двигателей модели 4-71 мощностью 110 л.с. решили проблему силовой установки ярославского тягача. Переконструированный под новый двигатель, он получил обозначение Я-12 и начал выпускаться уже в августе 1943 г.С августа, когда началось серийное производство Я-12, до конца 1943 г. было произведено 285 машин. Они обладали высокой маневренностью, хорошей проходимостью и развивали на шоссе скорость 38 км/ч, а на грунтовой дороге —16 км/ч. Просторная кабина и платформа площадью 3,37 м2 с откидными скамейками для расчета и двухстворчатой дверью сзади были весьма комфортны. Я-12 уверенно буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Это резко повысило их подвижность и тем самым коренным образом изменило тактические возможности этих видов артиллерийских систем. Однако были у Я-12 и некоторые недостатки: узкая гусеница с плохими сцепными свойствами на скользкой дороге, малый клиренс, отсутствие лебедки, поломки ходовой части при тяжелой работе, трудный холодный запуск двигателя.
В ходе войны Ярославским автомобильным заводом, кроме дизельного Я-12, выпускалась также модификация Я-13 с четырехтактным карбюраторным двигателем 3I/IC-5M и Я-13Ф с форсированным четырехтактным карбюраторным двигателем 31/1С-МФ (миасский форсированный). Максимальные скорости этих машин снизили, но и при этом они буксировали артиллерийские системы массой всего 5 т, а 8-тонные — только с перегрузкой. В основном переход на производство новых моделей тягачей произошел из-за прекращения поставок импортных дизелей. Всего до конца войны на Ярославском автомобильном заводе было выпущено почти 2 тыс. артиллерийских тягачей всех модификаций.
В конце войны в связи с освоением производства новых грузовиков ЯАЗ-200 выпуск тягачей перевели на завод №40
с некоторыми изменениями под марками М-12А и М-13А.
Отредактировано Сергей69 (2013-04-17 22:00:09)