ГСВГ. Дрезден. 68 понтонно-мостовой полк. п/п 43435

Объявление

Форум
Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Животные на войне.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Корабли пустыни.                                                                                                                                                                                                            http://se.uploads.ru/1YNy9.jpg
                                                                                                                                                                                                                              Верблюдам  установлен  памятник в городе Ахтубинске за участие в победе над фашизмом. Эти два верблюда Машка и Мишка "служили" в артиллерийском полку и довели свою пушку из прикаспийских степей аж до Берлина. Они прошли тысячи километров за годы войны благодаря своей выносливости. Солдаты их очень любили и не променяли на технику, которая может отказать. После победы Машку и Мишку поселили в Московском зоопарке, где знаменитые верблюды и дожили свой век.  В Великой Отечественной войне в состав наших войск входила 28-я резервная армия, в которой тягловой силой для пушек были верблюды. Она была сформирована в Астрахани во время боёв под Сталинградом: нехватка машин и лошадей вынудила выловить в окрестностях диких верблюдов и приручить их. Большинство из 350 животных погибло на поле боя в разных сражениях, а выживших постепенно переводили в хозяйственные части и «демобилизовывали» в зоопарки.                                                                                                                                                                                                                     На верблюдах возили боеприпасы, горючее для танков и самолетов, продукты, воду для кухонь, топливо; на них эвакуировали раненых красноармейцев. Только за один рейс "верблюжий батальон" перевозил на порядочное расстояние двенадцать тысяч пудов различного груза, что заменяло 134 грузовых автомобиля.
http://se.uploads.ru/MCsAQ.jpg

Верблюдов любили и берегли. Рядовой 105-го полка 34-й гвардейской дивизии Николай Петрович Литвинов рассказывал: "Как-то мне пришлось пойти в расположение КП полка. По дороге заметил, что немцы усилили обстрел из орудий и минометов. "Неужели заметили?" - подумалось.   Вижу: недалеко пасутся несколько верблюдов. "Так вот в кого они стреляют", - догадался я. Но верблюдов в ячейку или в землянку не спрячешь! Заметили это и наши артиллеристы и минометчики. Открыли огонь по немцам и отбили у них охоту к стрельбе по верблюдам".

А вот воспоминания ветерана 34-й Краснознаменной Енакиевской ордена Кутузова второй степени гвардейской стрелковой дивизии И. Новосельцева: "Лето и осень 1942 года, когда мы стояли в обороне под Хулхутой и Уттой, были знойными, не хватало воды, плохо было с кормом для коней. Тогда вместо них снабдили нас верблюдами. Сначала намаялись мы с ними! Ну, а когда через степи пошли, тут уж мы прониклись к этим неприхотливым животным уважением.
http://se.uploads.ru/DaeKv.jpg

По трое-пятеро суток верблюды были без воды и, кроме колючек перекати-поля, ничего не требовали для еды. А тащили большую трофейную румынскую фуру с продуктами и боеприпасами, с больными и ранеными - без остановки по 10-15 километров. А как держались под бомбежкой и артобстрелом! Кругом все рвет в клочья, осколки свистят, а они хоть бы что, только глазищами по сторонам водят, и ни с места. Ну тут мы совсем их полюбили, стали поближе держаться да угощать.  Когда войска, освобождавшие Калмыкию, вышли в район железнодорожного узла - города Сальска, - многие обитатели степей были возвращены в свои родные места - теперь уже помогать народному хозяйству. Но некоторые верблюды продолжали "служить" в боевых частях и дошли до Берлина. Даже участвовали в его штурме.

Участник войны писатель Владимир Успенский писал: "В боевом расчете командира орудия сержанта Григория Нестерова, астраханского богатыря-моряка с пышными усами, появились громадный Мишка со светлой шерстью и спокойным характером и норовистая Машка (см. рис.). Заряжающим орудия был татарин Кармалюк. Семь-восемь раз за всю войну сменятся номера орудийного расчета, но эти двое и два верблюда останутся живы. Из этого орудия будет произведен первый выстрел по гитлеровской рейхсканцелярии.

Верблюды по звуку определяли, кто в воздухе - наши или немецкие самолеты. Заслышав чужих, спешили лечь на землю, маскируясь в тени дерева, забора, строения. Даже звуки выстрелов различали: когда бьют наши и не надо тревожиться, а когда враг... Вместе с людьми становились в очередь к походным кухням, причем самыми последними: остатки сладки. Вновь прибывшие в полк (902-й стрелковый) бойцы ворчали: "Развели тут горбачей, добавки не получишь, все пожирают". Мишка на таких внимания не обращал, а Машка по-снайперски поражала ворчуна сочным плевком. После войны этих верблюдов отправили в Московский зоопарк".
http://se.uploads.ru/Nd82k.jpg

Ветераны войны М. Роговой и П. Кузнеченко рассказывали о том, как "красавец верблюд по имени Васька, почищенный, с высоко поднятой головой ходил по улицам поверженного Берлина. На спине он носил плакат на немецком языке: "Астрахань - Берлин".  Многие солдаты-победители фотографировались, усаживаясь меж горбов другого верблюда, по кличке Яшка. Уроженец песчаных просторов вошел в историю войны, позируя с двумя солдатами на спине на страницах фронтовой печати. Текст под фото таков: "От астраханской степи до стен рейхстага протопал по огненным верстам войны, помогая нашим бойцам громить врага, и гордый верблюд-богатырь, их общий любимец по кличке Яшка".                                                                                                                                                                                                                        "Видать, на службу фронтовую
Сполна он получил права:
То возит кухню полевую,
То тащит для нее дрова.
Хотя шумит стальная вьюга,
И смерть грозит со всех сторон,
Верблюд не чувствует испуга,
Покуда делом занят он".
(Алексей Балакаев)

+1

2

Уникальные подразделения Заполярья.                                                                                                                                                                                                        http://s6.uploads.ru/0tuSz.jpg
                                                                                                                                                                                                                                Тундра… Болота. Голая, покрытая скалами земля. Долгая зима с буранами и метелями. Армия в таких условиях испытывала значительные трудности в снабжении. Обильные снегопады на двое-трое суток могут задержать автомобильный и гужевой транспорт, который с нетерпением ждали солдаты на передовой, раненые в эвакогоспиталях, артиллеристы на огневых позициях.

В годы Великой Отечественной войны в обороне Советского Заполярья принимали участие уникальные подразделения, уникальные не только для Красной Армии, но и для армий других стран. В военных билетах наших бойцов появилась запись «ездовой оленевод». Речь идет об оленетранспортных дивизионах.

Впервые в Красной Армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время Финской войны. Тогда-то и были разработаны основные положения по использованию оленей в войсках.
http://s7.uploads.ru/NyseS.jpg

Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание — серебристый ягель. Кормом для него служат трава, листья, которых много под ногами. Олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издает ни звука. И, что немаловажно, ни одно крупное упряжное животное не сможет пробежать по снежной целине десятки километров за сутки. А олень очень вынослив. Форсированным маршем олени способны преодолеть до 80 км в сутки.  Правда, организовать и опробовать все задуманное до начала войны так и не успели. Пришлось спешно собирать оленьи подразделения, когда уже шли бои. В частях искали людей, знакомых с оленеводством. В ноябре 1941 года для 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении, оленеводы сформировали первые три транспорта, состоявшие целиком из оленьих упряжек. Каждый из таких транспортов обслуживали 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов, 15 оленегонных собак, 76 легких нарт, 270 грузовых нарт. В последующее время было создано еще четыре транспорта. Всего за годы войны оленеводы-ловозерцы передали армии и флоту 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи к ним, 1119 нарт.
http://s3.uploads.ru/JVZpW.jpg

Дневники и воспоминания бывших бойцов оленелыжных батальонов и транспортных бригад помогают воссоздать картину того, как формировались и двигались по тундре и лесам оленьи эшелоны. В первые дни войны в армию мобилизовали более 120 саамов Ловозерского района. Первоначально оленеводов призывали в действующую армию на общих основаниях, но вскоре для них нашлось более привычное занятие. Повестки из военкоматов предписывали призывникам-саамам являться к месту сбора с оленями. Ветеран войны В. Канев вспоминает: «На нартах своим ходом. По свежему снегу (было это в ноябре) добирались несколько дней до станции Пулозеро. Там нас, наших животных погрузили в товарные вагоны, повезли в сторону Мурманска. Здесь баржами переправили через залив. Снова запрягли оленей и двинулись к фронту. Остановились в двадцати километрах от передовой. Так я стал бойцом второго оленетранспортного отряда».     Обнаружив, что положенного количества оленей в Мурманской области не хватает, 20 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны постановил:

    «Призвать из народного хозяйства Архангельской области, Коми АССР, Ямало-Ненецкого автономного округа: каюров — 1400 человек, оленей — 10000 голов, нарт — 500 штук. Направить призываемых в распоряжение Архангельского облвоенкомата со сроком прибытия не позднее 1 января 1942 года. Обеспечить продовольствием и фуражом на путь следования. Каюров направить в исправной одежде и обуви».
     Ноябрь и декабрь — самое суровое время в тундре. Полярная ночь, крепкие морозы, пронизывающие метели, глубокие, еще не скованные настом снега, сотни тысяч километров белой пустыни без населенных пунктов — все это затрудняло движение. В Москве было принято решение гнать оленей «попасом», то есть своим ходом, не отрывая от кормления. Но если первому эшелону ягеля хватало, и он двигался с заданной скоростью, то оленям второй, а тем более следующих команд, шедших след в след, приходилось подбирать жалкие ягельные остатки. Корма катастрофически не хватало, животные быстро тощали. Командированные комиссары грозили военным трибуналом за каждого потерянного оленя. Это считалось вредительством! Поэтому каюры, голодая сами, не смели пустить на мясо ослабевших животных, а бережно укладывали их на нарты (и без того перегруженные) и везли их дальше. На свой страх и риск, невзирая на проклятия, щедро сыпавшиеся от комиссаров, ненцы вторых эшелонов стали сворачивать в сторону от проторенного пути: искали и находили богатые ягелем участки тундры. Это спасало животных, но задерживало продвижение.     Как вспоминает Б. В. Преображенский, «подъем команд и отдыхавших пастухов производился в шесть часов, завтрак — с семи часов, затем часа два занимал подгон стада к чуму и юркование быков (выбор оленей для запряжки в сани) — все это делалось еще почти в темное время. С 9–10 часов до 18–19 часов — в движении. На легковых нартах ехали мобилизованные, на грузовых-вандеях находились ящики с грузом, тюками, шестами от чумов, кухонной утварью, лари с продуктами и другим имуществом команд. Позади шли слабые быки с пастухами». Поскольку главной заботой были олени, их сохранность, каждую сотню быков, свободных от работы в упряжке, гнал дежурный пастух с одной–двумя лайками. Во время остановок пасли оленей также по сменам. Эшелон № 4 — уже в конце января 1942 года, а эшелон № 5 — в начале февраля были на подходе к Архангельску. И хотя переход занял вместо одного месяца целых два, закончился он в общем-то благополучно. Все ездовые быки четвертого эшелона были признаны вполне работоспособными.     В начале марта 1942 года в 14-ю армию Карельского фронта прибыли 12 оленелыжных батальонов и разместились в районе зверосовхоза. Три из них убыли на другие участки фронта (в распоряжение 10-й армии). Из оставшихся девяти батальонов с 6 по 11 марта были сформированы две бригады.

Основным видом транспорта в бригадах были оленьи упряжки. Но олени были сильно истощены и к работе непригодны. Они шли с грузом от Печоры до Мурманска 2600 километров. В пути 222 оленя пали от истощения, а 710 выбракованы на забой. Из 4532 оленей до зверосовхоза дошли лишь 3600.

Должности солдат-оленеводов были укомплектованы из местного населения: саамов, которые хорошо знали уход за оленями, умели находить для них ягель, свободно ориентировались в тундре. Оленьи транспорты обеспечивались вьючными седлами, специальным снаряжением. Общая численность оленей только в 14-й армии достигала в годы войны 5 тысяч голов. Несколько меньше — в 19-й армии.

В конце 1941 года фронт на Мурманском и Кандалакшском направлениях стабилизировался. Однако линии сплошной обороны не было. Через бреши в тыл врага отправлялись разведывательные группы, партизанские отряды, войсковые подразделения. В зимнее время по глубокому снегу пройти в тыл можно было только на лыжах или на оленьих упряжках. 19 марта 1942 года обе бригады прибыли на фронт и заняли оборону на открытом левом фланге 14-й армии на 7-километровом участке от озера Ножъявр до реки Лебяжки.

Узнав о создании оленьих частей и подразделений, гитлеровское командование поставило особые задачи авиационным частям по уничтожению движущихся на формирование оленьих стад, посылало специальные отряды диверсантов для истребления транспортов. Но, несмотря на все их усилия, транспорты продолжали работать.  Но главное, для чего были созданы бригады, выполнялось. Был установлен режим работы оленьих транспортов. После часового режима движения делался десятиминутный перерыв для отдыха оленей, осмотра упряжки, состояния нарт и груза. Пребывание оленей в упряжке ограничивалось восемью часами в день, а через четыре рабочих дня устраивался однодневный отдых.  Способ перевозки был самым различным. Материальная часть артиллерии и минометов транспортировалась на нартах, специально для этого приспособленных. Например, для перевозки четырехорудийной батареи горных 77- миллиметровых орудий с 560 снарядами требовалось 315 оленей, 82 грузовых и 30 легковых нарт. Если же 77- и 45- миллиметровые орудия требовалось переместить на близкое расстояние, его просто устанавливали на лыжи и буксировали за оленями.
http://s3.uploads.ru/GxhYz.jpg

Превратив полярную ночь и бездорожье в своих союзников, оленелыжные батальоны занимались не только транспортными операциями. Они участвовали в разведке, наступлениях, крупных рейдах в тыл врага. В 1942 году аэродром гитлеровцев, расположенный в Петсамо, был разгромлен оленелыжным батальоном. Ефим Иванович Горбунов вспоминает:
http://s2.uploads.ru/DUy6a.jpg

    «Для нападения выбрали самую темную пору. Мела сильная поземка. Бойцы в белых халатах. Оленей не слышно. Это не лошадь, которая неожиданно может заржать и испортить все дело. Подобрались незаметно, переждали, пока фашисты улягутся, а потом внезапно налетели. Уничтожив охрану, взорвав самолеты и склад горючего, растворились в снежной круговерти незаметно, как и нагрянули. Попробовали нас догонять, да куда там!»                                                                                                                                                                                                                        Особое место в перевозках занимала эвакуация раненых. Такая эвакуация проводилась в радиусе 7–10 километров, то есть от переднего края до полкового медицинского пункта. Полковому медпункту для этого предавали взвод оленьего транспорта. Для санитарного транспорта олени использовались даже во время десантных операций. С передовых позиций вывозили раненых, а обратно перебрасывали боеприпасы. Один из бойцов-оленеводов из Ловозера — А. Сорванов рассказывал: «Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек, потеряв много крови, замерзает. Оленья шкура тепло хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь»6.

На оленях мчались офицеры связи, доставлялась срочная почта. С целью рекогносцировки местности на них ездили и генералы, в том числе и сам командующий 14-й армией Владимир Иванович Щербаков. Даже командующий фронтом К. А. Мерецков не гнушался проехаться вдоль фронта на оленьей упряжке, правда, отмечал капризность этих животных.

Большую помощь оказывали олени и авиации. Почти у каждого оленевода было по одному и даже по два «крестника» из летчиков. Подобьют где-нибудь над снежным полем наш самолет, кто летчика заберет, кроме них? Анатолий Иванович Рожин вспоминает: «В 43-м году мой взвод занимался вывозкой моторов с подбитых самолетов. А каждый из них весил не менее полутоны. Выручила изобретательность канинских оленеводов и в особенности Василия Степановича Белугина. Они соорудили большую нарту, на которую при помощи стягов и слег погружался снятый с самолета мотор, а дальше уже дело было за хорошими постромками и оленьей тягой. Впрягать в такую нарту приходилось до двадцати оленей».   Олени отлично проявили себя и в морских операциях. Е. И. Горбунов вспоминает: «Однажды мы проводили крупный десант в тыл противника. Сопровождали десантные операции олени. В двух–трех километрах от берега мы накреняли верхнюю палубу корабля и таким образом сбрасывали их в воду. Причем олени доплывали до берега быстрее шлюпок»   Подразделения блестяще оправдали надежды. После буранов и снежных заносов фронтовые коммуникации оказывались непроходимыми даже для гусеничного транспорта. Но не для оленей. Бывали случаи, когда, оказавшись в ледяной воде, олени передними копытами ломали и дробили ледяную кромку, пробивались к прочному льду и, выпрыгнув, вытягивали нарты.                                                                                                                                                                                                                       В октябре 1944 года, когда наши части громили фашистов, лучшие бойцы — оленеводы с упряжками оленей — были переданы 126-му легкому стрелковому корпусу. С 6 сентября по 6 ноября 1944 года 31-я оленелыжная бригада в соста ве 14-й армии участвует в боях за Петсамо, Никель, Рудники, Киркенес, совместно с другими частями фронта освобождает Советское Заполярье и вступает на территорию Норвегии.
http://s6.uploads.ru/Oy1zr.jpg

Части соединения скрытно обходили оборонительные рубежи противника с флангов. На этот раз животные шли под вьюками. В каждом по два ящика артиллерийских снарядов. Покрытые плащ-палатками воины, а также олени на осеннем фоне тундры хорошо маскировались. Перед бойцами была поставлена задача: выйти в глубокий тыл противника и перерезать развилку дорог на Никель, Ахмалахти, Печенгу, уничтожить вражеский аэродром Луостари. Переход проходил в условиях полного бездорожья, по болотам и скалистым сопкам. Реки Титовку и Печенгу форсировали в ледяной воде. Олени шли без нарт, навьюченные грузом. Удар по врагу с тыла был ошеломляющим. Перекресток был захвачен и удержан. Немцы в течение четырех суток пытались любой ценой вернуть утраченные позиции. Успешно был захвачен и аэропорт. Все это обеспечило успех наступления 14-й армии на Петсамо. 15 октября Верховный главнокомандующий объявил всем воинам 31-й оленелыжной бригады благодарность.                  Автор-Мария Соколова.                                                                                                                                                                                        http://s6.uploads.ru/JKGUm.jpg
       --------------------------------------                                                                                                                                                                              Киселев А.А. Война в Заполярье. Мурманск, 1995

Дранишников В., Жданов В. Саамы на фронте // Этих дней не смолкнет слава. Мурманск, 1995

Воскобойников М. В атаку идут северяне // Звезда. 1975. № 4

Михняк Т. На упряжке — через Мурман // Ловозерская правда. 1994. 23 мая. С. 1

Кузнецов Е. Батальоны идут сквозь пургу // Человек и Север. 2002. № 2(3)

Зайцев И. Оленетранспортные подразделения // Наука и жизнь. 1995. № 4

Кузнецов Е. Батальоны идут сквозь пургу // Человек и Север. 2002. № 2(3)

Журин Л. В бой на лыжах и оленьих упряжках // Мурманский вестник. 1997. 24 октября

Дранишников В., Жданов В. Саамы на фронте // Этих дней не смолкнет слава. Мурманск, 1995

Шерстобитов С.П. На фронте — олений транспорт // В боях за Советское Заполярье. Мурманск,1982

Шерстобитов С.П. Оленеводы в морском десанте // На страже Заполярья. 1990. 17 мая. С. 4

Воскобойников М. В атаку идут северяне // Звезда. 1975. № 4

0