«Для нас, участников боев за Харьков, на всю жизнь останется памятной ночь с 22 на 23 августа 1943 года. Перед нами открылась панорама ночного города, освещенного вспышками, взрывами, пожарами и сотрясаемого страшным орудийным гулом. Огромные массы войск были сосредоточены на сравнительно небольшой территории, прилегающей к Харькову. Воины нашего фронта прекрасно понимали, что начинается решающий этап победоносного наступления на харьковском направлении — штурм города. Мы знали, что в городе томятся наши братья — советские люди, перенесшие все страдания гитлеровской оккупации».
В боях на улицах Харькова участвовали соединения 53-й, 69-й и 7-й гвардейской армий. С запада в город ворвались 89-я гвардейская Белгородская (командир генерал-майор М. П. Серюгин) и 107-я стрелковая (командир полковник П. М. Бежко) дивизии 53-й армии. С севера и северо-востока противника теснили войска 69-й и 7-й гвардейской армий. Соединения 7-й гвардейской армии начали наступление действиями передовых отрядов, а в 2 часа ночи 23 августа армия перешла в общее наступление. Одними из первых ворвались в город подразделения 1243-го стрелкового полка 375-й стрелковой дивизии (командир полковник П. Д. Говоруненко) 69-й армии. Вскоре за ними вступили в город и другие части этой дивизии. Противник, отводя главные силы на заранее подготовленный рубеж, прикрывал отход сильными арьергардами, поддерживая их артиллерийским и минометным огнем.
В ночной темноте, освещенной заревом многочисленных пожаров, вспышками взрывов, советские воины вели последний бой за Харьков. Проявляя мужество и отвагу, они обходили укрепленные позиции противника, просачивались в его оборону и смело атаковали вражеские гарнизоны с тыла. Ни мины, ни проволочные заграждения, ни многочисленные пожары и завалы на улицах, ни другие препятствия не могли остановить советских воинов. Уже в ходе боев инженерные войска приступили к разминированию города. В районе Харькова было снято более 61 тыс. мин и 320 фугасов и сюрпризов.
Все туже стягивалось кольцо наших войск, наступавших на город с севера, востока и запада. Оставшиеся в Харькове дивизии противника яростно сопротивлялись и спешно творили свое гнусное дело разрушения города. Однако это была предсмертная агония врага. Советские войска быстро продвигались, их натиск был неотразим. Ключевые позиции огромного города: вокзал, почта, телеграф, крупнейшие промышленные предприятия — одна за другой переходили в наши руки. В 4 ч. 30 м. 23 августа по Сумской улице вышли на площадь Дзержинского подразделения 227-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии (командир полковник Л. Д. Василевский). Командир 227-го стрелкового полка майор Сажинов водрузил на одном из зданий Красное знамя. Успешно действовали части отличившейся в боях за Белгород 89-й гвардейской Белгородской стрелковой дивизии. Прорвавшись по Колочковской улице в центральную часть города, гвардейцы водрузили на здании Госпрома Красное знамя. К рассвету войска противника, почувствовав угрозу полного окружения, в панике побежали на юг, оставляя на улицах города тысячи трупов своих солдат.
Страшное багровое зарево обняло полнеба, и Млечный Путь, опускавшийся прямо в костер Харькова, как бы растворился в нем. Теперь отчетливо было видно, что горит действительно весь город. Отдельные очаги пожара слились в одно море золотисто-желтого накаленного пламени. В районе вокзала не утихали взрывы. Видимо, там рвались цистерны с горючим. Молочно-белые кипенные столбы поднимались к зениту, и в степи становилось светло. В некоторых районах горели склады с боеприпасами, и зловещие фейерверки трассирующих снарядов будоражили и без того беспокойное небо... К рассвету грохот канонады утих. К городу потянулись колонны пехоты, артиллерии. С грохотом пошли тягачи, танки. Незабываемый, волнующий час освобождения! Навстречу из всех переулков уже бежали дети с букетами астр. С треском летели на землю обломки немецких указателей. На каждом перекрестке стояли толпы людей. Десятки добровольцев-проводников указывали путь, советовали, как объехать минированные немцами участки, и говорили, говорили без конца, торопясь рассказать всем о наболевшем».
К 12 часам 23 августа Харьков был полностью очищен от немецко-фашистских войск. Жители города восторженно встречали воинов-освободителей. Большая часть немецкой группировки, оборонявшей город, была уничтожена. Остатки ее отступали, преследуемые нашими войсками, за реки Мерефа и Мжа. Противником была брошена масса боевой техники. Так блистательной победой Красной Армии закончилась одна из героических страниц истории Великой Отечественной войны — длительная и упорная борьба за важнейший политический, экономический и стратегический центр на юге нашей страны. В ходе войны Харьков четыре раза переходил из рук в руки. 23 августа 1943 г. он навсегда был возвращен советскому народу. Отмечая это выдающееся событие, Москва салютовала освободившим Харьков войскам 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.