Берлинский комплекс зенитных башен Люфтваффе.
Зени́тные ба́шни люфтва́ффе (нем. Flakturm [флактурм]) — большие наземные бетонные бункеры, вооружённые артиллерией ПВО, использовавшиеся люфтваффе в годы Второй мировой войны для концентрированного размещения групп крупнокалиберных зенитных орудий с целью защиты стратегически важных городов от воздушных бомбардировок антигитлеровской коалиции. Также использовались для координации воздушной обороны и служили бомбоубежищами. С началом Второй мировой войны немецкое руководство, несмотря на заявления Геринга о недопущении падения ни единой бомбы на территорию Рейха,[источник не указан 1506 дней] осознавало неизбежность налётов британской авиации на территорию Германии, особенно на крупные промышленные города. В связи с этим возникла необходимость в создании мощной ПВО данных объектов. Не могло существовать столь мощной ПВО, чтобы исключить бомбардировки совсем. Однако вполне реальным было добиться такого положения, что бомбардировочная авиация британцев в ходе налётов в конце концов понесёт такие потери, которые заставят их отказаться от продолжения воздушных ударов.
Выполнить задачу ПВО одной истребительной авиацией представлялось невозможным, учитывая ночные и погодные условия, препятствующие действиям истребителей. Возникла необходимость организовать комплексную ПВО, состоящую, как из истребительной авиации, так и зенитных батарей. К 1940 году Люфтваффе располагали зенитками всех калибров, начиная от 20 мм и заканчивая 105 мм. Уже к 1941 году на вооружение поступили орудия калибром 128 мм.
Однако, при решении вопроса о противовоздушной обороне специалисты столкнулись с проблемой защиты центральной части крупных городов, имеющих большую площадь. При размещении зенитных батарей на окраине города, радиус действия огня орудий оставлял незащищённым центр города от самолётов, преодолевших позиции зенитной артиллерии на подступах к городу. Следовательно, необходимо было размещать часть средств ПВО внутри города. Однако, при этом возникала другая проблема, а именно проблема размещения зенитных батарей среди городских строений. Однако, при решении вопроса о противовоздушной обороне специалисты столкнулись с проблемой защиты центральной части крупных городов, имеющих большую площадь. При размещении зенитных батарей на окраине города, радиус действия огня орудий оставлял незащищённым центр города от самолётов, преодолевших позиции зенитной артиллерии на подступах к городу. Следовательно, необходимо было размещать часть средств ПВО внутри города. Однако, при этом возникала другая проблема, а именно проблема размещения зенитных батарей среди городских строений.
Зенитным орудиям необходим сектор обстрела все 360 градусов и угол подъёма ствола не ниже 30-40 градусов, чему критично мешали окружающие дома. Для всех крупных городов Германии характерна очень плотная застройка. Улицы узкие, с малыми промежутками между домами, крайне малые по размерам дворы. Батареи возможно размещать только на достаточно открытых площадках, таких как стадионы, городские площади, парки, которых не много, да и там зениткам мешают окружающие дома и деревья. К этому прибавлялись проблемы работы радиолокаторов, первые образцы которых у Люфтваффе появились ещё в 1939 году. Для их чёткой работы требовались отсутствие каких-либо объектов между приёмо-передающей антенной и целью. Радиолокаторы дальнего обнаружения типа «Маммут» (дальность обнаружения до 300 км), располагавшиеся за пределами городов, давали направление на цель лишь до момента приближения бомбардировщиков к городу, тогда как зенитчикам было необходимо получать непрерывные данные для стрельбы (азимут и угол места цели, из которых можно было определить курс, скорость, и высоту полёта цели) на дальностях от 30 км до, практически, нуля. Эти данные могли удовлетворительно выдавать радиолокаторы типа FuMG 39 Würzburg, но при условии, что антенна находится выше городских крыш.
Наличие свободной зоны также было необходимо для зенитных прожекторов (нем. Scheinwerfer) и звукопеленгаторов (нем. Richtungshoerer), особенно для последних, поскольку отражённый от высоких местных предметов звук моторов вражеских самолётов приводил к ошибкам в азимуте цели (направлении на летящий самолёт) до 180 градусов. Открытое пространство требовалось и оптическим дальномерам, на которые делалась основная ставка в условиях ясной погоды, зрительным трубам, биноклям и т. п.
Решение проблемы лежало в установке средств ПВО на крышах домов и высотных зданий, однако по опыту Первой мировой войны было известно, что перекрытия и крыши не позволят установить орудия калибром выше 37 мм, как и многие из других средств ПВО. А на основании информации о результатах налётов на Лондон и другие крупные города Великобритании, немецкое руководство пришло к выводу о том, что размещение тяжёлых зенитных средств в центральных районов некоторых крупных городов необходимо. Для этого необходимо было строить специальные сооружения, которые обеспечивали бы как размещение крупнокалиберных зенитных орудий выше уровня крыш домов, так и средств обнаружения, целеуказания, вычисления данных для стрельбы, и командных пунктов. Кроме того, эти сооружения должны были обеспечивать стопроцентную защиту обслуживающего персонала, в том числе и от химического оружия, полную автономность снабжения электричеством, водой, канализацией, врачебной помощью, питанием. В процессе выработки решения Гитлер пришёл к выводу о том, что эти сооружения будут одобрены населением только в том случае, если гражданские люди смогут получать в них укрытие от бомбардировщиков врага, что также отразилось в техническом задании. К середине лета 1940 года были выработаны основные требования к этим сооружениям. Зенитные башни должны были решать четыре основные задачи и одну вспомогательную:
Обнаружение и определение координат воздушных целей, и выдача данных для стрельбы зенитных орудий как собственных, так и наземных батарей данного сектора.
Командование всеми средствами ПВО сектора и координация действий всех средств ПВО. При этом одна из башен руководила ПВО всего города и координировала действия зенитных батарей с истребительной авиацией.
Поражение воздушных целей, оказавшихся в зоне досягаемости орудий боевой башни, зенитным огнём.
Укрытие гражданского населения от авиационных средств поражения (бомбы, снаряды, пули).
Вспомогательная задача состояла в том, что башни должны были при помощи лёгких зениток обеспечивать самооборону от низколетящих штурмовиков.
Под руководством Альберта Шпеера профессор архитектуры Фридрих Таммс (de:Friedrich Tamms) спроектировал эти сооружения, попытавшись при этом вписать их в архитектуру городов. Последним толчком к строительству башен явился первый налёт на Берлин 29 британских бомбардировщиков в ночь на 26 августа 1940 года, после которого Гитлер немедленно утвердил проекты и санкционировал строительство зенитных башен в трёх крупнейших городах Германии — Берлине, Гамбурге и Вене. Проектирование и сооружение зенитных башен было поручено Организации Тодта. Принято решение о строительстве в Берлине для усиления противовоздушной обороны (ПВО) шести зенитных комплексов. Из них три в Тиргартене и по одному в Гумбольдтхайне, Фридрихсхайне и в Гассенхайде (район Темпельхоф). Вооружаться боевые башни должны были каждая четырьмя спаренными 105-мм. корабельными зенитными орудиями, а также несколькими 37-мм и 20-мм. зенитками для самозащиты башен от низколетящих самолетов-штурмовиков.
20 сентября 1940 на совещании в министерстве авиации были определены основные параметры зенитного комплекса (поздне этот проект получит обозначение Тип I (Bauart I), который должен был состоять из двух-трех боевых башен (G-Turm) и башни управления (L-Turm), располагаемых на удалении 300-500 метров друг от друга.
Боевая башня должна была быть квадратной формы в плане размерами около 60 на 60 метров и высотой 25 метров (чтобы быть выше деревьев зоопарка). По углам на крыше должны были размещаться орудийные платформы для 105-мм. спаренных корабельных зенитных орудий с перспективой замены через полтора года 128-мм морскими спаренными зенитными орудиями. Но поскольку 105-мм корабельные спаренные зенитки были слишком дороги и сложны по конструкции (в частности, они были оснащены устройствами компенсации морской качки и учета движения корабля, совершенно ненужные на суше), было решено обходиться пока одинарными 105-мм зенитками, переделав их лафеты под размеры лафетов проектируемых 128-мм зениток (с тем, чтобы впоследствии не переделывать орудийные платформы на башнях) . Планировалось также в дальнейшем постепенно заменять 37-мм и 20 мм. вспомогательные зенитки калибром 50-мм.
Между орудийными платформами на удалении около 35 метров от каждой из пушек в центре крыши здания должен был помещаться запасной командный пункт (B II) с упрощенным прибором управления огнем (ПУАЗО), по немецки - Kommandogeraetes 40. Боевой расчет башни должен был составлять 160 солдат при 6 офицерах.
Башня управления предполагалась несколько меньших размеров, а именно 30 на 30 или 40 на 40 метров. Она должна была располагаться на удалении 300-500 метров от боевой башни. На ее крыше должен был располагаться основной командный пункт (B I) оснащенный прибором управления зенитным огнем Kommandogeraetes 40, радиолокатором, звукопеленгатором, электрическим оптическим дальномером и возможно несколькими прожекторами. Кроме того, несколько легких зенитных пушек для самообороны от низколетящих самолетов. Внутри башни управления предусматривались помещения для проживания боевых расчетов, дежурные помещения, мастерские, командный пункт батареи и помещения узла связи. Боевой расчет башни управления 100 солдат при 6 офицерах.
Удаление 300-500 метров было предложено морскими офицерами на основе опыта использования радиолокаторов на кораблях против самолетов. Моряки выяснили сильное влияние близкой стрельбы зениток на работу радаров.
Внутри башен обоего назначения предусматривались бомбоустойчивые помещения для боеприпасов с механизмами непрерывной механизированной подачи снарядов, помещения для хранения продуктов с кухнями, помещения для вспомогательных средств и служебные помещения.
При всех военных требованиях к башням они должны были, кроме того, органично вписываться в архитектуру города.