Полноприводный двухосный автомобиль повышенной проходимости ГаЗ-66. ШИШИГА.
ГАЗ-66 (Шишига) — советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии ВС СССР и в народном хозяйстве СССР в 1960—1990-е годы. В народе получил прозвание «Шишига» по созвучию с номером 66. Всего был выпущен 965941 экземпляр.
Конструктор машины — Александр Дмитриевич Просвирнин. Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 годах (выпущено крайне малое количество) и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 года ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.
ГАЗ-66 был принят на вооружение в ВС СССР. ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.
Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане.
Для осмотра двигателя кабина откидывается на шарнирах вперёд, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач.
Для отдыха водителя ГАЗ-66 комплектовался съёмной подвесной брезентовой койкой, по существу гамаком, который подвешивался на четырёх крючках в кабине.
Передняя и задняя подвеска — на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах автомобиль нельзя было перегружать.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66.
Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 4000 кг
Разрешенная максимальная масса 5940 кг
Длина 5806 мм (с лебёдкой)
Ширина 2322 мм
Высота по тенту без нагрузки 2520 мм
Высота по кабине с полной массой 2490 мм
Колёсная база 3300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Колея передних колёс 1800 мм
Колея задних колёс 1750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода
(по дну) 0,8 м
Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,
с жидкостным охлаждением
Рабочий объём 4254 см3
Мощность 120 л. с.
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами
на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей
и отключаемым передним мостом
Привод задний или полный
Колёса специальные с разъёмным ободом
и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах 0,5-3 кг/см2
Максимальная скорость
с полной массой 90 км/ч
Ёмкость топливных баков 210 л
Контрольный расход топлива, л/100 км
при скорости 60 км/ч 20
Марка топлива бензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора 85 А