ГСВГ. Дрезден. 68 понтонно-мостовой полк. п/п 43435

Объявление

Форум
Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Артилерия и минометы

Сообщений 11 страница 20 из 20

11

Минометы.

http://s020.radikal.ru/i706/1305/8a/1ea7adb97d2e.jpg

37мм миномет-лопата.

http://s49.radikal.ru/i124/1305/3c/300ff1edbbaa.jpg

Миномёт-лопата — советский миномёт калибра 37 мм. Представляет собой гибрид малой пехотной лопаты и малокалиберного миномёта. Был разработан перед Второй мировой войной. Находился на вооружении Красной армии в довоенный и начальный период Великой Отечественной войны. Оснащался осколочными минами, которые переносятся стрелком в специальном патронташе с плечевыми ремнями.   Миномет состоял из ствола, лопаты (она же являлась опорной плитой) и сошки с пробкой. Труба ствола соединена наглухо с казенником, в нём запрессован боек, на который накладывался капсюль вышибного патрона мины. Хвостовая часть казенника заканчивалась шаровой пятой, служащей для шарнирного соединения ствола с плитой (лопатой). Ствол и лопата в шарнирном соединении выполнены неразъемными. Для соединения ствола с лопатой и фиксации на казенной части ствола имелось вращающееся кольцо. Сошка для опоры ствола в походном положении помещалась в стволе и с дула закрывалась пробкой. Перед стрельбой эта сошка соединялась со стволом с помощью пружинной лирки.

Был снят с вооружения по причине недостаточной дальности действенного огня и малой мощности мины (наводка миномёта в силу отсутствия прицельных приспособлений представляла значительную трудность для наводчика и требовала хорошего навыка что было мало реально в тех условиях).    Наибольшая дальность стрельбы около 250 м.
    Наименьшая дальность стрельбы около 60 м
    Вес миномёта около 1,5 кг.
    Вес мины около 500 граммов

50мм ротные минометы.

Миномет РМ-38.[/b]

http://s019.radikal.ru/i626/1305/75/6ce7c58f27a8.jpg

50-мм ротный миномёт обр. 1938 . Представляют собою гладкоствольную жёсткую систему со схемой мнимого треугольника.

Разработка 50-мм ротного миномета была начата в КБ завода № 7 в начале 1937 года. В течение года было испытано несколько опытных образцов минометов. На вооружение 50-мм ротный миномет обр. 1938 г. был принят в 1938 году. Серийное производство его начато в 1939 году. К 1 августа 1940 г. изготовлено 18.994 миномета.

Конструкционной особенностью миномёта было то, что стрельба производилась лишь при двух углах возвышения: 45° или 75°. Регулировка по дальности производилась так называемым дистанционным краном находящемся в казенной части ствола и выпускающим часть газов наружу тем самым уменьшая давление в стволе. Угол возвышения 45° при обеспечивал наибольшую дальность огня доходящую до 800 м, а при полностью открытом дистанционном кране угол наклона ствола в 75° обеспечивал минимальную дальность в 200 м. При стрельбе на все дальности применялся только один заряд. Дополнительное изменение дальности стрельбы также осуществлялось за счёт изменения пути мины в стволе по отношению к основанию ствола путём передвижения бойка, в результате чего менялся объём каморы.
Прицел ротного миномета механический, без оптических приспособлений.

Миномет РМ-40.

http://s020.radikal.ru/i707/1305/ca/93ff60220626.jpg

В 50-мм ротном миномете обр. 1940 года была уменьшена длина и упрощена конструкция дистанционного крана. Тем самым сократилась длина миномета. Плита миномета глубокой штамповки имела прикрытие (козырек) от газов, выходящих через дистанционный кран, что предотвращало ожоги расчета. Амортизатор имел только один цилиндр. Однако устранить сбивание уровней прицела при работе поворотного механизма, как и ненадежность крепления прицела в усовершенствованной конструкции не удалось.

Новый миномет прошел войсковые испытания в январе 1940 года на финском фронте в расположении 85-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии. До начала войны было произведено более 24 тыс. миномётов обр 1940 гг.

Немцы использовали трофейные 50-мм ротные минометы под названием 5 см Gr.W.205/3(r).

Миномет РМ-41.

http://s019.radikal.ru/i631/1305/06/e3c879b1dd7a.jpg

Создан под руководством конструктора В. Н. Шамарина.
Миномет собран по глухой схеме (все части миномета смонтированы на опорной плите) и снабжен дистанционным краном с отводом газов вверх. Плита миномета штампосварная мембранного типа. К плите крепились три сошника.
Лафет миномета состоял из двух частей: нижней, соединяющейся с подпятником опорной плиты и вращающейся вокруг подпятника, и верхней, качающейся вокруг шарнирного соединения с нижней частью лафета.
Стволу могло придаваться только два фиксированных угла возвышения: +50° и +75°. Придание этих углов возвышения производилось с помощью ползуна, надетого на трубку газоотвода и двигавшегося вдоль него.
Снизу к лафету присоединялась уравновешивающая пружина, передними концами опиравшаяся на плиту и поддерживавшая лафет.
Угол горизонтального наведения без перестановки плиты до 16°. Вес миномета в боевом положении около 10 кг. Скорострельность 30 выстр./мин.
Боекомплект и баллистика 50-мм миномета обр. 1941 г. по сравнению с минометами обр. 1938 г. и обр. 1940 г. не изменились.

http://s45.radikal.ru/i110/1305/ca/9b98b354dba4.jpg

Отредактировано Сергей69 (2013-05-14 22:29:00)

0

12

82мм батальонные минометы.

http://s002.radikal.ru/i200/1305/a6/3dc823ee5cbc.jpg

Миномет БМ-36.

http://i066.radikal.ru/1305/c1/5f442f9ff2b4.jpg

82-мм миномет БМ-36 1936г.             

В 1935–1936 годах началось малосерийное производство 82-мм батальонных минометов. К 1 ноября 1936 года в РККА состояло 73 82-мм батальонных миномета, хотя по штатам их положено иметь 2586 штук.
В 1937 году было произведено 1587 82-мм минометов, в 1938 году — 1188, в 1939 году — 1678. На I-III кварталы 1940 года трем заводам НКВ (№ 7, 106 и 393), а также заводам Кировскому, Горловскому и «Красный Октябрь» было дано задание изготовить 6700 82-мм минометов. К 1 августа 1940 года изготовлено 5543 миномета по цене 6750 руб. за штуку.
82-мм миномет имел гладкую трубу, боек полусферический, казенник крепился на трубе резьбой. Снаружи казенник оканчивался шаровой пятой.
Двунога-лафет служила для придания стволу углов вертикального и горизонтального наведения и включала в себя подъемный и поворотный механизмы, механизм горизонтирования и амортизатор. Опорная плита квадратная.
82-мм минометы обр. 1936 г. обладали целым рядом конструктивных недостатков, среди которых была необходимость разборки при переноске, сбиваемость прицела, малое изменение горизонтальных углов с помощью поворотного механизма.

Миномет БМ-37.

http://s42.radikal.ru/i098/1305/7a/cf45eaafd2be.jpg

82-мм миномёт БМ-37 (индекс ГАУ 52-М-832Ш) — советский батальонный 82-мм миномёт образца 1937 года.

Этот миномёт был разработан группой Н. А. Доровлёва после изучения советскими военными специалистами 81-мм миномётов Стокса-Брандта, захваченных в ходе приграничного инцидента на границе с Китаем в 1929 г.

Выбор калибра Доровлёв обосновывал тем, что, мол, мины 81-мм миномётов иностранных армий могли быть использованы при стрельбе из советских миномётов, в то время как 82-мм отечественные миномётные мины не были пригодны для стрельбы из миномётов иностранных армий. Но скорее всего это было связано либо с боязнью конструкторов заклинивания мин в каналах минометов, либо было решено округлить калибр с 81,4 мм до 82 мм для упрощения документации и подготовки производства.

Рабочие чертежи 82-мм миномёта были отправлены Н.А. Доровлёвым в Артиллерийское управление РККА 29 ноября 1931 года. 7 января 1932 года был дан заказ на изготовление пяти 82-мм миномётов, их полигонные испытания начались 17 июня 1933 года.  Оружие сочетало достаточную эффективность выстрела с возможностью переноски пехотинцами: миномёт в походном положении весил 61 кг и разбирался для переноски на три части — ствол (вес во вьюке — 19 кг), двунога (20 кг) и опорная плита (22 кг). Помимо самого миномёта расчет нес боеприпасы к нему — лоток с тремя минами весил 12 кг, вьюк с двумя лотками — 26 кг. Скорострельность миномёта составляла до 25 выстрелов в минуту, причем опытный расчет мог поразить цель с 3-4 выстрелов. Сравнительные испытания с 81-мм миномётом чехословацкого производства показали превосходство советского оружия.

В 1937 году в конструкцию миномета внесли изменения с целью повышения технологичности и боевой эффективности. В частности была изменена форма опорной плиты - она в батальоном миномете образца 1937 года стала круглой. Данный образец получил индекс ГАУ 52-М-832Ш и в том же году был принят на вооружение.

Малосерийное производство 82-мм миномётов началось в 1935—1936 годах (к 1 ноября 1936 года было изготовлено 73 шт.), объемы их выпуска увеличиваются с начала 1940 года — в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства миномётов и мин» от 30.01.1940. Тем не менее, в требуемых масштабах 82-мм миномёты армия начала получать только перед началом Великой Отечественной войны.   В процессе производства в 1935—1943 годы в конструкцию были внесены некоторые изменения, направленные на повышение технологичности и боевых характеристик.

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 14 200 шт. 82-мм миномётов.

После окончания Второй Мировой войны 82-мм миномёты состояли на вооружении армий ряда социалистических государств, в частности:

    на вооружении Национальной народной армии ГДР (под наименованием 82-mm-Granatwerfer Modell 37/41)
    на вооружении армии Чехословакии (при этом, первые 9 шт. поступили на вооружение 1-го чехословацкого отдельного пехотного батальона в 1942 году)
    на вооружении армии Румынии (при этом, первые 83 шт. поступили на вооружение 1-й румынской добровольческой пехотной дивизии имени Тудора Владимиреску в 1943 году.)

В начале 1970-х годов миномёт был снят с вооружения Советской армии и заменен на новые облегчённые по весу миномёты обр. 1981 г. 2Б14 «Поднос». Однако во время чеченской войны миномёты этого типа вновь достали со складов.

Миномет БМ-41.

http://s018.radikal.ru/i525/1305/eb/c8659ebc70e3.jpg

В 1941 году на вооружение пехотных батальонов Красной Армии поступил 82-мм миномет, созданный в КБ под руководством В.Н. Шамарина. Его основным отличием был колесный лафет, позволяющий перевозить систему за автомобилем или перекатывать вручную вслед за наступающей пехотой. Металлические колеса при транспортировке миномета надевались на траверсы, закрепленные на краях стойки двуноги. Кроме того, миномет образца 1941 года отличался встроенным в казенник эксцентриковым устройством, при помощи которого можно было в случае осечки поворотом рукояти поднимать находящуюся в стволе мину над жалом бойка для безопасного разряжания. Стрельба из миномета велась на накол. В боекомплект входили осколочные и дымовые мины с взрывателем ударного действия. Иногда расчеты использовали и немецкие 81-мм мины, которые неплохо подходили к советскому оружию.
82-мм миномет образца 1941 года по сравнению с предшественниками имел более простую конструкцию и технологию изготовления. Благодаря этому удалось быстро наладить его массовое производство. Из 119,4 тыс. минометов, выпущенных только за 6 месяцев 1942 года, значительную часть составляли 82-мм батальонные минометы.

Отредактировано Сергей69 (2013-05-15 22:39:03)

0

13

Полковые и тяжелые минометы.

http://i023.radikal.ru/1305/d7/91730675a492.jpg

120мм полковой миномет  ПМ-38.

http://s020.radikal.ru/i702/1305/47/5835451acda3.jpg

120-мм полковой миномёт обр. 1938 г. — советский миномёт калибра 120 мм. Представляет собой гладкоствольную жёсткую систему со схемой мнимого треугольника. Был разработан в конструкторском бюро под руководством Б. И. Шавырина.

Миномёт имел приставной колёсный ход, дающий возможность буксировки четвёркой лошадей или грузовиком (с ограничением скорости из-за простой жёсткой подвески), или же погрузкой в кузов. Тот же колёсный ход позволял перекатывать миномёт силами расчета, что было необычно для артсистемы такой мощности.

Выстрел производился накалыванием капсюля под весом мины, или же с помощью спускового механизма — в целях безопасности при стрельбе мощными зарядами. Заряд размещался в xвостовике мины; для увеличения дальности существовали дополнительные заряды в матерчатых картузах, крепившиеся вручную на хвостовик. Скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту.

На 1 июня 1941 года Красная Армия имела на вооружении около трёх тысяч 120-мм миномётов.

http://s018.radikal.ru/i519/1305/03/bdd0dcd01299.jpg

После начала войны, для восполнения огромных потерь артиллерии, массово выпускался так называемый «образец 1941 г.», упрощённый и без колёсного хода. Производство его было крайне выгодно, так как затраты, в том числе, металлоёмкость, по сравнению с гаубицей того же калибра были меньше на порядок при сопоставимой мощности и несравнимо более простой и технологичной конструкции.

В 1943 году конструкторский коллектив серийного завода под руководством А. А. Котова провёл модернизацию конструкции, и на вооружение был принят 120-мм полковой миномёт образца 1943 года.

За время войны в Советском Союзе было выпущено 348 тысяч более мощных и более совершенных миномётов.

Трофейные минометы использовались в вермахте под наименованием GrW 378(r). Немецкий клон миномёта обр. 1938 года, пущенный в массовое производство в начале 1943 года после изучения советских трофейных образцов и трофейной документации, стоял на вооружении Вермахта под наименованием 12-cm Granatwerfer 42. Боеприпасы были взаимозаменяемы, чем противоборствующие стороны успешно пользовались.

160мм тяжелый миномет ТМ-13.

http://s002.radikal.ru/i198/1305/f5/2a6892f2bd6c.jpg

160 мм миномёт образца 1943 года (MT-13, М-43) — советский миномёт калибра 160 мм, самый большой миномёт Красной Армии в годы Второй мировой войны.

Первоначальная разработка проведена в НИИ Наркомата Вооружений под руководством Г. Д. Ширенина в начале 1942 года. С 31 декабря 1942 года работы возглавил И. Г. Теверовский. В 1943 году на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномета, получившего индекс МТ-13. Разработка получила одобрение И. В. Сталина и 17 января 1944 года была принята на вооружение 17 января 1944 года под названием «160-мм миномет обр. 1943 г.». 22 января 1944 года приказом Наркомата вооружений производство миномета началось на Тульском машиностроительном заводе (завод № 535) и до конца года было изготовлено 350 миномётов. Всего же с 1944 года по август 1947 года было изготовлено 1557 миномётов МТ-13 трёх основных модификаций.

Летом 1945 года была произведена первая модернизация миномета. В новом миномете, получившем название МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность стрельбы до 7400 м. Однако ограничились изготовлением четырёх опытных образцов. В серию, однако, в 1953 году под названием «160-мм миномёт М-160» пошел доработанный конкурент — 160-мм миномет СКБ-21, как более дальнобойный и простой в эксплуатации. Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную жёсткую систему на жестком (без противооткатных устройств) лафете с колесным ходом, построенную по схеме мнимого треугольника. Большой калибр миномета обуславливал главную проблему — заряжание. Классическое заряжание с дула ствола не могло осуществляться по причине его высоты — 3 метра. Заряжание производилось с казённой части, для чего был применен качающийся ствол, который в момент заряжания приводился в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал ее в канал ствола. После того как мина была дослана в ствол, он под действием ее веса возвращался в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание — извечный недостаток классических минометов.

Устройство мины было подобно обычным 82-мм и 120-мм советским минам. Двенадцатиперная 160-мм фугасная мина Ф-852 весила 40,865 кг и содержала 7,78 кг разрывного заряда. Взрыватель головной ГВМЗ-7. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов служила короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза была введена для обтюрации пороховых газов при выстреле. Таких крупных минометов как этот не было ни в одной армии мира.

0

14

Гвардейский реактивный миномет.   КАТЮША.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                http://s60.radikal.ru/i168/1305/a1/933b56404af0.jpg
                                                                                                                                                                                                               http://s017.radikal.ru/i427/1305/2e/fb3b98ce2ccb.jpg
                                                                                                                                                                                                                Гвардейские реактивные миномёты — общее обозначение советских боевых машин реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны.             В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля. В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.

В 1929-33 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.

В 1937—1938 годы эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР.

Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153, а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.

Летом 1939 года авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе.   В 1938-41 годы в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле
.                                                                                                                                                                                                    http://s019.radikal.ru/i625/1305/c8/baa3775e93eb.jpg

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: боевая машина 132 мм снарядов) со снарядом калибра 132 мм М-13, а уже 21 июня, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 http://i053.radikal.ru/1305/27/db9009ed4c07.jpg

26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт.         Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа «Катюш» Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов по занятому накануне немцами городу Рудня, а через 2 дня обстреляла железнодорожную станцию Орша, которая 14 июля была еще занята частями Красной армии, и переправу через реку Оршица. Из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941 года.

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор» (главный конструктор — В. П. Бармин). Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.   В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ-13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ-8-48, БМ-31-12 и др. Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий.
В 1942 году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12». 
                                                                                                                                                                                                 http://i060.radikal.ru/1305/20/4d9d967929f5.gif                                                                                                                                                                                                                   Советская промышленность в июле 1941- декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы «Студебеккер» (Studebaker US6) — около 20 тыс. автомобилей было поставлено США.                                                                                                                                                                                                                http://s019.radikal.ru/i632/1305/20/9a31bd70290c.jpg
                                                                                                                                                                                                                   Реактивными системами БМ-13 и БМ-8 в первую очередь были вооружены гвардейские миномётные части, входившие в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

http://s019.radikal.ru/i605/1305/0f/79cbc44a0ffd.jpg
                                                                                                                                                                                                              http://s48.radikal.ru/i119/1305/5c/4efe18a89968.jpg

Катю́ша — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—45 неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии[1] (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и других). Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град».  Известно, почему установки БМ-13 стали в одно время именоваться «гвардейскими миномётами». Установки БМ-13 в действительности не являлись миномётами, но командование стремилось как можно дольше сохранять их конструкцию в секрете:

    Когда на полигонных стрельбах бойцы и командиры попросили представителя ГАУ назвать «подлинное» имя боевой установки, тот посоветовал: «Называйте установку как обычное артиллерийское орудие. Это важно для сохранения секретности».
                                                                                                                                                                                                  http://s41.radikal.ru/i094/1305/2d/890301879425.jpg

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Существует несколько предположений:

По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав залп по Базарной площади города Рудня. Это было одно из первых боевых применение «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, вплоть до недавнего времени был жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, впоследствие — военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов.
                                                                                                                                                                                                   http://i036.radikal.ru/1305/87/0f9359551d8f.jpg

Ещё одна версия по которой Катюшу стали называть Катюшей. Она почти совпадает с первой версией, с небольшой поправкой. По словам ветеранов Катюша во время выстрелов издавала своеобразный звук - "ИИИиии....". В песне про Катюшу так же присутствует этот звук: "ВыходИиииИла на берег Катюша". Видимо благодаря этому звуку и возникла ассоциация с Катюшей.

Каких только куплетов не придумывали на фронте на мотив любимой песни!

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом —
Распевала песенки «Катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.

- - - - - - - - - - - - -

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
                                                                                                                                                                                                       http://s017.radikal.ru/i430/1305/7a/34d1169b6c43.jpg

Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год, а 26 февраля 2013 его не стало. На письменном столе он оставил свою последнюю работу — главу о первом залпе "Катюш" для готовящейся к печати многотомной истории Великой отечественной войны.

Ещё есть версия, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику — заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Третья версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского завода «Компрессор», работавшие на сборке.
                                                                                                                                                                                                                   http://s017.radikal.ru/i438/1305/b5/99513139d6d5.jpg

Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его-то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)
Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй» (для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрогенератора), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша». Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.
Есть предположение о том, что первоначально прозвище «катюша» имел фронтовой бомбардировщик, оснащённый реактивными снарядами — аналогом М-13. И прозвище перескочило с самолёта на ракетную установку через снаряды .
                                                                                                                                                                                                                    http://s53.radikal.ru/i141/1305/e3/e7afddad03fb.jpg
                                                                                                                                                                                                                    Опытная эскадрилья бомбардировщиков СВ (командир Дояр) в боях на Халхин-Голе была вооружена реактивными снарядами РС-132. Бомбардировщики СБ (скоростной бомбардировщик) иногда называли «Катюша». Кажется, это название появилось еще во время гражданской войны в Испании 1930-х годов.
В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга́ны» (нем. Stalinorgel) из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.
                                                                                                                                                                                                                  http://s42.radikal.ru/i097/1305/c8/8b926801a4e0.jpg

Во время боёв за Познань и Берлин установки для одиночного пуска М-30 и М-31 получили от немцев прозвище «русский фаустпатрон», хотя эти снаряды использовались не как противотанковое средство. «Кинжальными» (с дистанции 100—200 метров) пусками этих снарядов гвардейцы проламывали любые стены.
Однажды солдат написал на БМ-13 имя своей любимой и прозвище «Катюша» прижилось.
                                                                                                                                                                                                     http://s017.radikal.ru/i423/1305/93/c9dd07e8ef69.jpg
                                                                                                                                                                                                             http://s002.radikal.ru/i200/1305/06/31034ee9f766.jpg

Отредактировано Сергей69 (2013-05-24 22:50:18)

0

15

SomovMG написал(а):

У Вас, как и в многих источниках, упомянута 152 мм пушка, а не БР-2. Я не думаю, что отец мог ошибаться, тем более, что ВУС у него артиллерист.   
Н.М.Корнякова наградили за тот бой http://www.podvignaroda.ru/?n=50791020, причем второе награждение за смекалку и большую организационную работу http://www.podvignaroda.ru/?n=50172368
С уважением. М.Сомов

Сергей69 написал(а):

Если Вы не возражаете Вашу информацию я использую в теме"И один в поле воин".она этого достойна как и подвиг л-на Корнякова Н.М.  Еще раз спасибо, мне приятно что мой труд вызывает интерес.

Перемещено в тему "И один в поле воин"

0

16

Бреговая артиллерия.

http://s6.uploads.ru/t/VkMb3.jpg

305мм батарея

Берегова́я артилле́рия — вид морской артиллерии (наряду с корабельной артиллерией), предназначенный для защиты военно-морских баз, торговых портов, промышленных и административных центров, расположенных в прибрежном районе, а также наиболее важных участков побережья и островов от нападения противника с моря. Кроме того, на береговую артиллерию возлагается задача обороны проливов и узкостей, чтобы не пропускать через них корабли противника.

На береговую артиллерию также возлагаются задачи по защите оборонительных минных заграждений, прибрежных коммуникаций и по противодесантной обороне.

В отдельных случаях береговая артиллерия может быть использована для поддержки сухопутных войск, действующих на побережье, как в наступлении, так и в обороне.  В зависимости от тактического назначения береговая артиллерия подразделяется на:

    артиллерию крупного калибра (от 200 мм и выше, для борьбы с крупными кораблями);
    артиллерию среднего калибра (от 130 до 180 мм, для борьбы с лёгкими силами):
    артиллерию малого калибра (от 100 мм и ниже, для уничтожения прорывающихся торпедных катеров (противокатерная артиллерия) и для непосредственной сухопутной обороны).

Береговая артиллерия по характеру установки подразделяется на стационарную и подвижную. Стационарная артиллерия бывает башенной и открытой. Стационарные батареи обычно имеют дальнобойные морские орудия. Применяемые методы и приборы стрельбы по морским целям такие же, как на кораблях.

http://s6.uploads.ru/0JA6W.jpg

130мм батарея

http://s6.uploads.ru/oedIK.jpg

152мм батарея

http://s7.uploads.ru/LM6kT.jpg

Хорошо замаскированные и защищенные батареи, особенно башенные, обладают большой живучестью. Вывести из строя береговую батарею артиллерийским огнём с кораблей трудно.

http://s7.uploads.ru/yJsRL.jpg

Во время Второй мировой войны задача уничтожения береговых батарей возлагалось на бомбардировочную авиацию.   Подвижная береговая артиллерия состоит из артиллерии на железнодорожных установках, артиллерии на механической тяге и самоходной артиллерии образцов, принятых в сухопутных войсках.

http://s6.uploads.ru/uRzfY.jpg

http://s6.uploads.ru/dwikS.jpg

Перемещение подвижной артиллерии из одного пункта побережья в другой даёт большие преимущества обороняющемуся. Подвижной артиллерией при наличии хороших дорог и железнодорожных путей можно защищать береговые участки большой протяжённости, концентрируя большое количество артиллерии в наиболее опасном в отношении высадки десанта или удара противника пункте. Кроме того, подвижную артиллерию можно перебросить в пункты, где ранее по каким-либо причинам оборона не была организована.

http://s7.uploads.ru/T1r6i.jpg

http://s7.uploads.ru/XfwqD.jpg

Отредактировано Сергей69 (2013-11-11 00:02:00)

0

17

Плавбатареии.                                                                                                                                                                                           http://s6.uploads.ru/AI425.jpg
                                                                                                                                                                                                                Квадрат  смерти.                                                                                                                                                                                           http://s6.uploads.ru/UA7uG.jpg
                                                                                                                                                                                                                Плавбатарея ПВО №3 " НЕ ТРОНЬ МЕНЯ "                                                                                                                                                                                         http://s6.uploads.ru/yzLuZ.jpg
                                                                                                                                                                                                                        "Вчера не возвратился из "квадрата смерти" мой друг Макс. Перед этим не вернулись оттуда Вилли, Пауль и другие. Мы потеряли в этом квадрате уже 10 самолетов. Столько же вернулись подбитыми. Лететь туда—значит погибнуть. Огонь этой батареи изумительно меток, страшен и беспощаден. Что там за люди, которые с нескольких выстрелов сбивают наших летчиков?"Это строки из записной книжки сбитого фашистского летчика Гельмута Винцеля.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             http://s7.uploads.ru/S4azN.jpg
  "...капитан рассказал,что в море,километрах в 6-7 от берега,сооружается целый бастион на плаву.Под плавучий отсек используют среднюю часть корпуса отслужившего корабля. На плавбатарее будут две 130 — миллиметровки, 4 средние зенитки калибра 76,2, три 37-миллиметровые пушки и пара зенитных прожекторов... Нужен ещё счетверённый "максим",-посоветовал я... построили этот необычный плавучий форпост... за 18 дней. Сначала назвали довольно шутливо — "Коломбиной". Но вскоре там, на плавучей батарее,родилась песня ...

Не тронь меня фашист, проклятый!
А коль нарушишь неба тишь,
Из пламенных моих объятий
Живым назад не улетишь !

И стали называть батарею по первым словам песни: "Не тронь меня".... Как впоследствие стало известно,фашисты именовали её не иначе как "Пронеси господи".                                                                                                                                                                                            http://s6.uploads.ru/kyfhT.jpg
                                                                                                                                                                                                                  Это плавучая зенитная батарея N3 "Не тронь меня". Она была сделана из "цитадели" — недостроенного центрального отсека линкора. 3 августа 1941 года плавбатарея N 3 вступила в боевой состав флота. Накануне буксир вывел плавбатарею на внешний рейд перед Севастополем и она стала на "мертвый якорь". У батареи были зенитные орудия, но не было ни одного мотора, способного её двигать.
Экипаж батареи — 130 человек. Вооружение 3 — 76мм. зенитных орудия, 4 — 37 мм. и 1 счетверённый пулемёт и 2 зенитных пулемёта (В начале были ещё 2 130мм. пушки, но их скоро забрали на берег для обороны).
http://s6.uploads.ru/XRkqr.jpg
                                                                                                                                                                                                                 Батареей был назначен командовать отличный артиллерист капитан-лейтенант Сергей Мошенский.                                                                                                                                                                                         http://s7.uploads.ru/1UAxz.jpg
                                                                                                                                                                                                                      Третий номер плавбатареи не означал, что существовали первая и вторая. Она была единственной и даже уникальной. Как рассказывали моряки, еще в начале войны, когда обнаружилось, что Севастополь недостаточно защищен от воздушных налетов со стороны моря, у капитана 1 ранга Г. А. Бутакова, служившего в штабе флота, возникла идея превратить в автономную батарею и морской дозорный пост линкоровский отсек, который использовался раньше для испытаний торпед.                                                                                                                                                                                                  "В это время I./KG51 действовала вместе с VIII авиакорпусом под командованием генерал-оберста Вольфрама фон Рихтхофена. Стоит упомянуть об одном из ее успехов, потому что тысячи немецких солдат могли наблюдать его с "трибун" на высотах вокруг Северной бухты в Севастополе.
В течение недель плавучая зенитная батарея* с установленными на ней 164 пушками, стоявшая на якоре в Северной бухте, непосредственно около большого маяка на мысе Херсонес, вела огонь разрушительной силы. Она препятствовала немецким наземным, морским и воздушным силам вести эффективные атаки на опорные пункты крепости. Независимо от того, откуда летели бомбардировщики, их Тирасполя, Китая или Сарабуза, эта плавучая зенитная батарея была для них настоящей занозой — и при этом очень неприятной.
25 июня, после того как его эскадрилья совершила на нее три атаки, командир 2-й эскадрильи гауптман Фурхоп решил выполнить еще одну атаку на цель. Вместе с ним должен был вылететь обер-лейтенант Эрнст Хинхрис.
....Хинхрисс спикировал на свою цель. Экипаж так сконцетрировался на ней, что даже не замечал трассеров, летящих в них. С первого захода он попал в цель, плавучая батарея затонула, взорвавшиеся боеприпасы покончили с ней раз и навсегда."   Из книги Вольфгана Дириха "Бомбардировочная эскадра "Эдельвейс". История немецкого военно-воздушного соединения",                                                                                                                                                                                              До самых последних дней героической обороны Севастополя матросы и офицеры этой батареи стойко, до по следней капли крови защищали родной город. Последним боевым постом прославленной «Не тронь меня» была Казачья бухта, где мы защищали последний аэродром у мыса Херсонес...19 июня 1942 года  - День гибели батареи №3.  В тот день погибло 29 человек, в том числе и командир.Словом, остов корабельного отсека — квадрат размерами 20 X 40 метров — руками моряков-черноморцев и рабочих завода стал плавучим островом с осадкой 8 метров, с мощным артиллерийским вооружением, практически непотопляемый из-за системы противоминных переборок.                                                                                                                                                                                                      Плавбатарея " МАРТ ".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Летом 1941 г. немецкое наступление развивалось стремительно, и уже 9 сентября линкор, находящийся в ленинградском морском канале, начал обстреливать немецкие части, которые находились на ближних подступах к Ленинграду. Каждый день моряки «Марата» помогали солдатам 8-й и 42-й армий защищать свои позиции. Своим огнём они сдерживали противника и не давали частям Вермахта начать штурм «колыбели революции». За эти дни линкор выпустил 953 305-мм снаряда. Именно огонь кораблей КБФ не позволил противнику успешно завершить наступление и захватить город. Немецкое командование отдало приказ уничтожить линейный корабль, срывающий своими обстрелами планы наступления. Против него были использованы авиация и артиллерия. 16 сентября 1941 г. «Марат» получил десять 150-мм снарядов и четыре прямых попадания 250-кг бомб. Погибло 24, ранено 54 моряка. На линкоре вышел из строя ряд вспомогательных механизмов, получила повреждения четвёртая башня ГК, перестали действовать кормовая группа 76-мм зенитных орудий и носовая батарея 37-мм зенитных автоматов. Эти попадания значительно ослабили возможности ПВО корабля и сыграли роковую роль в истории «Марата».                                                                                                                                                                                           http://s7.uploads.ru/HFCQk.jpg
Линкор направили на ремонт в Кронштадт, и 18 сентября он стал к причалу Усть-Рогатки. Он не прекращал вести огонь по противнику, было выпущено 89 305-мм снарядов. Немецкая авиация продолжала следить зa кораблём, был разработан новый план уничтожения линкора. На аэродром в Тирково из Германии доставили 1000-кг бронебойные бомбы РС-1000. У советского командования не нашлось резервов для усиления ПВО базы, т.к. всё было брошено на оборону Ленинграда. Вот как ситуацию охарактеризовал один из моряков: «Противник летает нахально, а у нас только зенитки, да и стреляют неважно. А истребителей всего шесть. Больше нет. Вся флотская авиация работает в интересах фронта под Ленинградом». Теперь основным объектом атак Люфтваффе стали корабли в Кронштадте. 21, 22 и 23 сентября на Кронштадт были проведены серии массированных налётов. Зенитчики линкора «Марат» и немногочисленные силы ПВО Кронштадта не смогли отразить одновременное нападение нескольких групп Ju-87. В 11.44 23 сентября линкор атаковали «штуки». Первая 1000-кг бомба упала рядом с левым бортом линкора. Огромный корабль получил крен на правый борт. В этот момент в носовую часть «Марата» попала 1000-кг бронебойная бомба. Она пробила броню, взорвалась внутри корабля и вызвала детонацию боезапаса первой башни ГК. Произошёл огромной силы взрыв. Пламя поглотило надстройку линкора, её оторвало от корпуса и отбросило к причалу. Осколки от взрыва разлетелись по всей Средней гавани Кронштадта. Столб дыма окутал причал Усть-Рогатки, он поднялся вверх на высоту около километра. Погибло 326 моряков, в т.ч. командир и комиссар корабля. Корпус «карата» сел на грунт гавани. Он был сильно разрушен и перестал существовать как боевой корабль.Сразу после взрыва на «Марате» экипаж начал борьбу за живучесть, «маратовцам» удалось предотвратить затопление остальных отсеков корабля. На помощь им пришли моряки с других кораблей. Взрыв перебил корпус линкора в районе 45-57 шпангоутов, в корпус попало около 10000 т воды, разрушена надводная часть корпуса в районе носовой надстройки, перестали существовать носовая башня ГК, фок-мачта с боевой рубкой, надстройкой и первой дымовой трубой. Многие корабельные системы жизнеобеспечения вышли из строя. Корпус линкора лёг на грунт, но из-за небольших глубин в гавани он не затонул, борт продолжал выступать из воды на 3 м. Морякам «Марата» удалось посадить корабль на ровный киль и вскоре начались работы по восстановлению его боеспособности. Им оказывали помощь спасательные суда «Сигнал» и «Метеорит», водолазы ЭПРОНа.                                                                                                                                                                                            http://s6.uploads.ru/G1mhu.jpg
                                                                                                                                                                                                                    Было решено использовать корабль в качестве несамоходной плавбатареи. Для этого необходимо было поднять корпус с дна гавани и восстановить боеспособность артиллерии. Новым командиром корабля стал капитан 3 ранга В.П. Васильев, штат экипажа составили 357 человек. С него сняли 120-мм орудия, сформировали три батареи и отдали их на сухопутный фронт. 31 октября третья и четвёртая башни открыли огонь по немецким позициям. Немцы обстреливали оживший корабль из крупнокалиберной артиллерии. Они вели прицельный огонь по неподвижной цели, для защиты от попадании на палубу плавучей батареи, были уложены гранитные плиты, толщиной 32 - 45 см, а в районе котельного отделения разместили броневые плиты. 12 декабря состоялась первая перестрелка с противником. По кораблю немецкой батареей из посёлка Беззаботный было выпущено 30 280-мм снарядов. В плавбатарею попало три снаряда, после чего немецкую батарею подавили огнём «Марата». 28 декабря 1941 г. плавбатарея вновь вела артиллерийскую дуэль с 280-мм железнодорожной артбатареей, расположенной на станции Новый Петергоф. По «Марату» выпустили 52 снаряда, четыре из них попали в корабль. Он получил значительные повреждения, но огня не прекратил и подавил батарею.К 1 января 1942 г. численность экипажа «Марат» возросла до 507 человек. За январь 1942 г. плавбатарею обстреливали восемь раз, по ней было выпущено 85 снарядов калибра 150-203-мм, но попаданий не было. На корме были установлены 3х37-мм зенитных автомата на сухопутных установках. Для защиты от осколков их огородили мешками с хлопком. Позднее на корабле установили ещё несколько зенитных автоматов. 25 октября плавбатарея провела очередную артиллерийскую дуэль с немецкой батареей. По «Марату» было выпущено 78 280-мм снарядов, четыре из них попали в палубу корабля, но не причинили значительных разрушений. Помогло дополнительное «бронирование». Всю зиму, весну и лето 1942 г., продолжались работы по восстановлению боеспособности второй башни. 30 октября успешно прошли её испытания, и она вошла в строй. В этот день она выпустила 17 снарядов по немецким позициям. 6 ноября по кораблю выпустили 29 280-мм снарядов, лишь один попал в корабль. Был выведен из строя котёл, повреждён ряд механизмов, два моряка были убиты, шесть ранено. Ещё одна артиллерийская дуэль состоялась 30 декабря 1942 г.                                                                                                                                                                                                        http://s6.uploads.ru/QKCqS.jpg
                                                                                                                                                                                                             31 мая 1943 г. «Марату» было возвращено его первоначальное название «Петропавловск». 2 декабря 1943 г. состоялась артиллерийская дуэль с немецкой батареей. Она стала последней, т.к. наши войска готовились к снятию блокады Ленинграда. Орудия «Петропавловска» привлекались командованием к обстрелам немецких позиций в январе 1944 г. во время Красносельско-Ропшинской операции по полному снятию блокады Ленинграда. Последние выстрелы по противнику орудия плавучей батареи «Петропавловск» сделали в июне 1944 г. во время Выборгской наступательной операции, завершавшей битву за Ленинград. За годы ВОВ корабль провёл 264 боевые стрельбы и выпустил по противнику 1971 305-мм снаряд.

0

18

Железнодорожная морская батарея.                                                                                                                                                                                        http://s8.uploads.ru/v7ob6.jpg

                                                                                                                                                                                                                            В Советском Союзе, исходя из опыта Первой мировой войны, для охраны побережья и военно-морских баз было решено создать крупные артиллерийские комплексы на железнодорожном ходу с использованием орудий от старых линкоров и недостроенного линейного крейсера «Измаил». К началу войны в составе береговой артиллерии флотов насчитывалось 11 батарей железнодорожной артиллерии из 37 мощных дальнобойных орудий-транспортеров (шесть — 356-мм, девять — 305-мм, два — 203-мм и двадцать — 180-мм). Основное их назначение — борьба с морским противником.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Преимуществом железнодорожной артиллерии, по сравнению со стационарной, была возможность менять огневые позиции на морском побережье. Транспортеры выходили на временные огневые позиции, расположенные до 10 км от переднего края, вели интенсивный  огонь по неприятельским позициям. Во взаимодействии с ними работали и бронепоезда. После выполнения боевой задачи транспортеры уходили в укрытие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        В 1930 г. было принято решение о создании железнодорожного транспортера на базе нового морского орудия калибра 180 мм. Подвижная часть установки состояла из главной балки и двух четырехосных железнодорожных тележек. Стрельба из установки велась в обширном секторе из любой точки железнодорожного полотна. В Советском Союзе, в 30 годах начали создавать платформы ТМ-1-180 с орудием калибра 180-мм «Б-1-П», использовали орудия от береговой установки морской артиллерии «МО-1-180» с небольшими изменениями. Был уменьшен броневой листвой щит, лобовая часть стала 38-мм, по бокам и сверху 20-мм. Уменьшенный калибр и установка восьми опорных ног, помогли добиться железнодорожной артиллерийской установке кругового обзора и обстрела, орудие вращалось на центральном опорном штыре. Мелкая нарезка ствола 1.35-мм, было особенностью первых платформ, в дальнейшем использовали глубокою нарезку «3.6-мм», артиллерийские снаряды взаимозаменяемыми не были. Производство самих железнодорожных платформ «ТМ-1-180» осуществлял Николаевский завод №198, а сами орудия Б-1-П производил завод «Баррикады». Выпуск платформы начался в 1934 году, в боезапас установок входили осколочно-фугасные, полубронебойные и бронебойные снаряды, граната с дистанционным взрывателем «ВМ-16», с одинаковым весом 97.5 килограмм.
http://s9.uploads.ru/B0wSK.jpg
http://s8.uploads.ru/oO9uG.jpg

Основное предназначение артиллерийских батарей на железнодорожных платформах борьба и уничтожение надводных кораблей противника. В начале Второй Мировой войны Финский залив был полностью прикрыт огнем железнодорожных батарей, трех батарей калибра 356-мм, трех батарей калибра 305-мм и восьми батарей калибра 180-мм. Они дополняли стационарные морские артиллерийские батареи калибра 152-мм и 305-мм. Но так как войска вермахта не планировали захват залива с помощью надводных кораблей, железнодорожные батареи оказались без дела.

В первые дни войны нелегко пришлось артиллерийским железнодорожным батареям №17и №9, финские войска заблокировали их на полуострове Ханко. Батареи были использованы для ведения огня по укрепленным финским позициям и обстрела Финского Таммисаари. В конце 41 года, когда Советские войска покидали полуостров, батареи уничтожили, стволы калибра 305-мм взорвали, опорные ноги сломали и утопили вместе с платформами. Но Финны, все-таки восстановили батареи, платформы вытащили из воды, опорные ноги были восстановлены, стволы доставили с линейного корабля «Александр III» через оккупированную Европу. Железнодорожную батарею калибра 305-мм ввели в строй, а 180-мм поставить в строй не успели и после заключенного перемирия с Финляндией в 1944 году, СССР получила назад все батареи. В 1945 году они вошли с состав Советских Вооруженных Сил в качестве батарей железнодорожной бригады.                                                                                                                                                                                                            Летом 1941 г., уже после начала войны, на Балтийском флоте срочно создавались новые батареи железнодорожной артиллерии 180-мм калибра. Орудия изготавливали на киевском заводе «Большевик» и отправляли их на Октябрьскую железную дорогу. Для ходовых частей транспортеров использовались специально оборудованные 50-тонные железнодорожные платформы, на которых устанавливались орудия. Характерно, что, когда для укомплектования батарей не хватало моряков, орудийные расчеты пополнялись добровольцами-железнодорожниками. За сравнительно небольшой срок (три—четыре месяца) в Ленинграде таким образом было создано 29 батарей, насчитывающих 70 орудий калибра 100, 130 и 152 мм. В январе 1942 г. все железнодорожные батареи были объединены в одно соединение — 101­ю морскую бригаду железнодорожной артиллерии. Командиром бригады назначили генерал-майора И.Дмитриева. Бригада состояла из шести дивизионов, в которых насчитывалось более 60 орудий.
http://s9.uploads.ru/UawsY.jpg
http://s9.uploads.ru/YcyNs.jpg

                                                                                                                                                                                                                 В 1938 году выдается техническое задание на производство железнодорожных платформ «ТП-1» с орудием калибра 356-мм и «ТГ-1» с орудием калибра 500-мм. По проекту «ТП-1» создавалось с целью противодействия линейным надводным кораблям и мониторам противника и для применения батарей в наземных операциях с бетонных комплексов проекта «ТМ-1-14». «ТГ-1» предназначалось использовать только в наземных операциях.
http://s8.uploads.ru/Z2dDq.jpg

В работе по созданию этих колоссальных боевых железнодорожных батарей принимали участие несколько десятков заводов со всего Советского Союза. Стволы на ТП-1 и ТГ-1 устанавливали лейнированные, поршневые затворы открывались двухтактно вверх, платформы были идентичны ТМ-1-14. Скорость движения по железнодорожным путям до 50 км/ч, имелась возможность перестройки движения по железной дороге западного образца.
http://s8.uploads.ru/5KDxz.jpg

Для ТГ-1 с орудием 500-мм было предусмотрено два снаряда, бронебойный усиленной мощности (бетонобойный) весом в 2 тонны и имеющий 200 кг взрывчатой смеси и фугасный, весом в полторы тонны и имеющим взрывной смеси около300 кг. Бронебойной снаряд усиленной мощности (бетонобойный) пробивал бетонные стены толщиной до 4,5 метров.                                                                                                                                                                                                             Для ТП-1 с орудием калибра 356-мм были предусмотрены дальнобойные, фугасные, бронебойные и комбинированные снаряды. Фугасный и бронебойный были одинакового веса – 750 кг и отличались количеством взрывчатой смеси. Дальнобойный боеприпас отличался от бронебойного только уменьшенным весом - 495 кг, и соответственно дальностью, 60 км против 49 км.

Комбинированным боеприпасом в 40 годах считали подкалиберный боеприпас, весом в 235 кг ( вес самого снаряда 127 кг), дальностью поражения 120км.

Советский союз планировал до конца 1942 года построить в общей сложности 28 орудий на железнодорожной платформе данных проектов, но из-за постоянной загруженности заводов созданием надводных кораблей, было построено только одна ТП-1 и одна ТГ-1. А после начало войны работы по проектам были прерваны.
Морская железнодорожная артиллерия прошла славный боевой путь. Тяжелые бои при обороне Ленинграда, наступ­ление на приморском фланге І Прибалтийского фронта, обстрел фортов Кенигсберга.

0

19

30-я бронебашеная батарея.Картины Севастопольского художника Андрея Лубянова.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               http://s3.uploads.ru/UzO6g.jpg
30-я батарея ведет огонь по немецким частям. 1966г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               http://s6.uploads.ru/KtE42.jpg
30-я батарея под обстрелом германской артилерии.2013г.

0

20

107мм. Горно-вьючный полковой миномет обр.1938г.                                                                                                                                                                                              http://s6.uploads.ru/9OwWY.jpg                                                                                                                                                                                                                                                                  Разработан в конструкторском бюро под руководством Б. И. Шавырина, прошёл полигонные испытания 21 сентября 10 октября 1938
года и после завершения войсковых испытаний был принят на вооружение РККА. В 1938 году было начато производство миномёта, к 22 июня 1941 года было выпущено 1468 шт., во втором полугодии 1941 года — ещё 712 шт. Всего было выпущено 2341 шт. 107-мм миномётов.
http://s6.uploads.ru/Po6qO.jpg

Каждой горнострелковой дивизии РККА по штату № 04/140 от 15 августа 1940 года полагалось двенадцать 107-мм миномётов. Для транспортировки одного миномёта с боекомплектом требовалось 9 лошадей.
http://s5.uploads.ru/vTS7g.jpghttp://s0.uploads.ru/WmGPB.jpg

http://s3.uploads.ru/tHKD0.jpg

В конце 1941 года для выполнения программы выпуска 45-мм противотанковой пушки и 76-мм пушек производство 107-мм миномёта было прекращено, но на вооружении горнострелковых частей Советской Армии 107-мм миномёты оставались и после окончания Великой Отечественной войны.                                                                                                                                                        http://s4.uploads.ru/TpeGE.jpg                                                                                                                               http://s2.uploads.ru/4upxX.jpg

0